Создает ли лидер корпоративную культуру или же культура определяет лидера? | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Создает ли лидер корпоративную культуру или же культура определяет лидера?

Алексей Готсданкер
Создает ли лидер корпоративную культуру или же культура определяет лидера?

В Википедии есть несколько определений культуры как с точки зрения антропологии, так и социологии и психологии, но с точки зрения культуры организации лучшее определение дает голландский социолог Герт Хофстеде - "коллективное программирование мыслей, которое отличает одну группу или категорию людей от другой". Другими словами, это нечто, что определяет направление мыслей сотрудников, их поведение, как они принимают решения и какие ценности они кладут в основу этих решений. Это что-то вроде коллективного разума и коллективной памяти, носители которой все и никто одновременно. Получается все красиво и понятно: если создать в организации культуру, в которой удовлетворенность клиента ценится высоко, то все сотрудники будут действовать соответственно и клиенты будут довольны. Исследователи считают, что одной из основных причин, приведших к краху таких компаний, как Enron и Merrill Lynch, была организационная культура, в которой краткосрочная прибыль ценилась превыше всего. Примеров можно найти множество, хорошо известны и описаны бизнес-кейсы позитивных изменений культуры в таких компаниях как: Wal-Mart, Southwest Airlines, Hewlett Packard. Культура в организациях есть, она разная и постоянно меняется.

Если культура существует, то в чем она проявляется? Материальные воплощения организационной культуры такие же, как и в антропологии: это символы, ритуалы, легенды и герои. В нашем случае те, что есть в организации. Выходит, что если взять и повесить по всей компании мотивирующие постеры с корпоративным лозунгом, то и оргкультура поменяется? На самом деле - да, если "назначать героями" тех, у кого лучшие показатели по удовлетворенности клиентов и доходам, полученным с покупателя, повесить на стенах офиса и вставить в рабочие презентации соответствующие лозунги. Сотрудники начнут ориентироваться на новые ценности, и их поведение начнет меняться. Получается, что люди обучатся новому поведению и поменяются просто от того, что поменяются плакаты? Так, может, нам все органы власти завесить мотивирующими плакатами и раз в год разыгрывать премию и медаль самому честному чиновнику - и все: больше не будет коррупции в органах власти? В это попросту невозможно поверить. Чего-то не хватает?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Защита Дюжина
Павлов Дмитрий
Еще одно испытание для Китая
Фатас Антонио,  Михов Илиан