Хватит контролировать действия своих бывших сотрудников | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хватит контролировать действия своих
бывших сотрудников

Руководители должны оберегать действительно секретную информацию, но излишняя агрессивность в применении этого права лишает сотрудников мотивации.

Автор: Джеймс Бессен

Хватит контролировать действия своих бывших сотрудников

читайте также

The Myths of Life

Зачем Dropbox, Slack и LinkedIn менеджеры по продажам

Андрис А. Золтнерс,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

Клиентский сервис на отлично

Делиси Рик,  Мэтью Диксон,  Пономарефф Лара,  Тернер Скотт

Как устроена предпринимательская экосистема

Дэниел Айзенберг

Свободный переход персонала из одной компании в другую — непременное условие роста и инноваций. Но работодатели все чаще применяют юридические меры и санкции, дабы воспрепятствовать бывшим сотрудникам использовать приобретенные во время работы знания и навыки.

При приеме на работу новичкам все чаще предлагают подписать условия, согласно которым после увольнения они не смогут перейти на работу к конкурентам или создать стартап в той же отрасли. Американские законодатели способствуют этой тенденции, они даже внесли соответствующие поправки в закон и позволили компаниям контролировать, как сотрудники распоряжаются своими знаниями. Но если государство становится на сторону корпораций против квалифицированных специалистов, то экономика от этого только проигрывает, а мозги перетекают в более лояльные регионы и отрасли.

Если прежде запрет разглашать информацию и работать на конкурентов касался только топ-менеджмента и ключевого технического персонала, то теперь многие организации вынуждают подписывать такие бумаги сотрудников чуть ли не из всех отделов, вплоть до тренера по йоге, дизайнера или вожатых в корпоративном спортивном лагере.

Некоторые ограничения формулируются в виде условий о не переманивании и не заключении сделок и запрещают сотруднику после увольнения какие-либо формы взаимодействия с бывшими клиентами работодателя, а другие ограничения воспрещают ему пользоваться приобретенной на этой работе информацией. Все больше компаний обращаются в суд с целью воспрепятствовать уволенным сотрудникам перейти к конкурентам, утверждая, что на новой работе те непременно выдадут не подлежащую разглашению внутреннюю информацию. Количество исков по запретам конкуренции и обязательствам о неразглашении катастрофически возросло по сравнению с 2000 годом.

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

Эта тенденция подпитывается не только нынешней войной за привлечение талантов и тем «разрывом в навыках», по поводу которого все столько спорят, но также изменениями в законах, которые расширили контроль работодателя над информацией, полученной персоналом во время трудовой деятельности. Хотя может показаться, будто строгий контроль и последовательное осуществление всех условий идут во благо — должны же компании защищать инсайдерскую информацию, но реальность убеждает, что эти поправки напрочь лишают сотрудников мотивации учиться и генерировать инновации.

Законы, регулирующие обязательства о неразглашении и вопросы конкуренции в основном устанавливаются на уровне штата и потому весьма различны на всей территории США. В Калифорнии, к примеру, иски по вопросу о конкуренции, как правило, не принимаются, а внутренняя информация понимается достаточно узко. Экономические исследования показали, что именно по этой причине стартапы Силиконовой долины преуспевают по сравнению с технологическими компаниями многих других штатов. Но при всех различиях в законодательстве штатов за последние два десятилетия сфера применения закона об инсайдерской информации существенно расширилась.

Во-первых, многие штаты расширили саму область знаний сотрудника, на которую работодатель вправе распространить свой контроль. Прежде закон об инсайдерской информации охранял лишь конкретно определенную информацию, например, формулу кока-колы или коды компьютерных программ. Ныне во многих штатах закон распространяется и не на столь четко очерченные знания, такие как ноу-хау работника, отношения с клиентами, базовые навыки и знания, не имеющие коммерческого применения. Например, во многих штатах к закрытой информации теперь относятся списки реальных или потенциальных клиентов и поставщиков, а также тарифы и маркетинговые стратегии, так что бывшему сотруднику эффективно отрезается возможность переманивать клиентов.

Читайте материал по теме: Как научить сотрудников соображать быстро

Во-вторых, в некоторых штатах, в том числе в Иллинойсе и во Флориде, компания может подать иск против бывшего сотрудника, даже если он не злоупотребил секретной информацией на деле: достаточно «существенной угрозы» злоупотребления или обвинения в том, что бывший сотрудник «неизбежно раскроет» такую информацию. Например, IBM добилась судебного решения, запретившего ее бывшему инженеру занять должность в Apple: этот сотрудник занимался в IBM разработкой полупроводников и серверов, и компания утверждала, что он с неизбежностью раскроет эту секретную информацию, если будет управлять разработкой iPod и iPhone. Таким образом, компании могут воспрепятствовать бывшему персоналу переходить на работу в той же отрасли, даже если те не подписывали соглашение о неконкуренции или если такие условия невозможно отстоять в суде.

В-третьих, некоторые компании добились от федеральных властей решения начать судебные процессы против бывших сотрудников уже по обвинению в экономическом шпионаже. Например, в прошлом году бывший программист Goldman Sachs был приговорен в восьми годам заключения за то, что сохранял рабочие файлы на собственном компьютере. В настоящее время Конгресс рассматривает возможность еще более расширить сферу применения этого закона и передать гражданские иски в федеральный суд.

Закон предоставил работодателям новые возможности контролировать знания сотрудников, и компании вовсю их используют. Однако экономические исследования убедительно показывают: такие перемены не идут на пользу ни компаниям, ни обществу. Почему? Потому что фирмам следует найти золотую середину между защитой секретов и поощрением персонала к освоению новых навыков и творческому мышлению, ведь сотрудники не имеют мотивации учиться, если приобретенные знания не пригодятся в дальнейшей карьере. В таком случае они не стараются приобретать знания, и их навыки и способность к инновациям остаются весьма ограниченными.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Исследования подтвердили, что агрессивная защита информации приводит к снижению заинтересованности в обучении, утрате талантов и, в конечном счете, к сокращению числа инноваций. Жесткое применение соглашений о секретной информации также способствуют снижению и заработной платы, и мобильности персонала. С точки зрения компаний это может показаться плюсом, однако и это палка о двух концах: опять-таки меньше стимулов учиться на работе и труднее привлечь таланты. Исследователи, сопоставляющие ситуацию в разных штатах, выяснили, что в регионах с более жестким применением пунктов о неразглашении отмечается эффект утечки мозгов: изобретатели проявляют склонность мигрировать в штаты с не столь строгим законодательством — и особенна заметна эта тенденция среди наиболее продуктивных инноваторов. И уже неудивительно, что жесткому правоприменению сопутствует снижение общих инвестиций и особенно вложений в серьезные исследования.

Чем полагаться на угрозы исками, современные инновационные компании находят креативные способы позитивно мотивировать сотрудников. Так, Zappos использует программу награды «от равных равным». Стоит также упомянуть патентное вознаграждение в Qualcomm или план компенсации обучения для сотрудников Starbucks.

Компании также находят новые способы укреплять связи с бывшими членами коллектива (словно университеты с выпускниками). Бывшие сотрудники помогают в поиске новых специалистов и вступают в партнерские отношения с прежними работодателями.

Читайте материал по теме: Что нужно учитывать, нанимая аналитика

Эти факты и данные исследования внятно говорят руководителям компаний: закон дает вам в руки все более мощные инструменты контроля, с помощью которых вы можете ограничивать бывших сотрудников и помешать им использовать полученные на работе знания, однако использовать их следует с величайшей осторожностью. Руководители должны оберегать действительно секретную информацию, но излишняя агрессивность в применении этого права лишает сотрудников мотивации, затрудняет поиск талантов, подрывает инновационность компании. Избыточное количество пунктов и подпунктов в соглашениях или агрессивные иски о разглашении корпоративной информации в итоге передают кадровую политику в руки юридического отдела. В итоге мы получаем снижение количества инноваций и оскудение человеческого потенциала.

Материал подготовлен при участии Орли Лобель, профессора права из Университета Сан-Диего, автора книги «Talent Wants to Be Free: Why We Should Learn to Love Leaks, Raids, and Free-Riding».

Читайте по теме: