4 фактора, которые нужно учитывать при найме лучших специалистов | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 фактора, которые нужно учитывать при найме
лучших специалистов

«Так трудно стало подбирать специалистов!» — ныне подобные жалобы звучат со всех сторон и небезосновательно.

Автор: Тим Лоу

4 фактора, которые нужно учитывать при найме лучших специалистов

читайте также

Титаническое усилие

Евгения Чернозатонская

Пусть NASA займется делом

Истербрук Грег

Заменят ли роботы маркетологов?

Майкл Чуи,  Манийка Джеймс,  Мехди Миремади

Мы не помним то, что видим каждый день

Элисон Биард

«Так трудно стало подбирать специалистов!» — ныне подобные жалобы звучат со всех сторон и небезосновательно: исследования показали, что многие компании по году и дольше не могут закрыть важные позиции. Зачастую причина не в недостатке талантливых специалистов, а в неправильном денежном предложении: компании не сумели подстроить тарифы и зарплаты под современный быстро меняющийся рынок профессионалов.

Традиционно сама модель гонораров и выплат была окружена тайной — и все карты держал в руках работодатель. Но в последние пять лет произошли существенные изменения, компании пребывают в растерянности и не знают, как эффективно бороться за лучших специалистов. Тут действуют несколько факторов.

  • 1. Появляется все больше узкоспециализированных вакансий по мере развития современных технологий и «микроотраслей». Вспомните, как в нефтегазовой отрасли появились петрофизик и аналитик бурового раствора — профессии, которых еще несколько лет назад не было. В результате все сложнее выбирать среди кандидатов, потому что такой узкой специальностью владеют всего два-три человека.
  • 2. Команда может быть рассеяна по всему свету, а потому и определять зарплату, исходя из стоимости жизни в регионе, стало гораздо труднее. Одна и та же зарплата в Нью-Йорке и Канзасе оказывается с точки зрения доходности очень даже разной. И потому зарплата теперь уже редко определяется географическим фактором.
  • Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

  • 3. Рынок талантов все чаще выходит за пределы не только отдельных регионов, но и отдельных отраслей. Раньше лишь ведущие компьютерные компании вроде Microsoft, IBM, Oracle или SAP приглашали на работу специалистов по программному обеспечению, а теперь работы для них полно — в банках, космической отрасли, энергетике и так далее. Крупные религиозные организации соревнуются с отраслью развлечений, с Disney и Paramount, стараясь переманить к себе продюсеров и опытных творческих работников.
  • 4. Сотрудники и соискатели лучше прежнего осведомлены о своей «цене» благодаря социальным сетям и интернет-сервисам (я сам с таким работаю). По мере того как вакансии заполняются молодыми сотрудниками, новички требуют от руководства большей прозрачности, особенно в вопросе о том, как назначается вознаграждение. Приходится и работодателям искать и соотносить предлагаемое вознаграждение с реальными данными.
  • Благодаря всем перечисленным данным теперь главным фактором, определяющим вознаграждение специалиста, становится уже не должность, но конкретные навыки конкретного соискателя, его способности и достижения. И эти навыки особенно ценятся, если подтверждаются опытом работы или сертификатами. Многие отрасли развиваются столь стремительно, что нынче требуются такие сертификаты, о которых несколько лет назад никто и ничего не слышал. Например, за последние пять лет спрос на фреймворк Ruby on Rails учетверился, соответственно, и размеры зарплат отреагировали на состояние рынка и специалисты, умеющие работать с Ruby on Rails, получают в среднем на $18 000 больше своих коллег (при прочих равных условиях). Разница заметно увеличилась по сравнению с прошлым годом, когда работающие с Ruby получали всего-навсего на $10 000 больше тех, кто «не вrubyлся».

    Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

    В такой ситуации кадровикам уже нельзя прикидывать вознаграждение на глазок или превращать подсчеты в какую-то темную магию. Настала пора культурной эволюции, «внутренний голос» гендиректора или кадровика уже не столь авторитетен. Если компании требуется человек с чрезвычайно высокой и редкой квалификацией, нужно заранее верно определить ему зарплату.

    Кадровикам приходится на 10—20% повышать жалованье сверх предложенного первоначально, чтобы заманить «правильных» кандидатов на ключевые должности инженеров и айтишников, причем нередко лучший соискатель обнаруживается в другой отрасли — соответственно, и ожидания у него другие.

    Разумеется, предлагая гонорары и зарплаты, вы сверяетесь со своим бюджетом, но важнее видеть факторы, влияющие на рост зарплат. Сейчас уже не пишут: «Бухгалтер, $85 000 в год». Нужно умножить эту базовую сумму на некий коэффициент для соискателя с 12-летним стажем, с нужными сертификатами, проживающего в Бостоне, имеющего опыт работы именно в вашей отрасли. Работодателям пора точнее формулировать свои предложения, чтобы привлечь именно тех, кто им нужен. Имеет смысл отслеживать данные многих рынков в режиме реального времени: тогда вы будете точно знать, кого надо искать. И когда найдете их, то сможете сразу же предложить такое вознаграждение, которое привлечет этого специалиста именно в вашу компанию.

    Читайте по теме: