Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

Александр Бочкин
Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

Мне часто приходится общаться с владельцами бизнеса и топ-менеджерами компаний различного масштаба. И нередко на вопрос: «Анализируете ли вы рабочее время сотрудников?», я получаю ответ: «Не вижу необходимости, я уверен в своих подчиненных». Доверие — это прекрасно, но бывают ситуации, когда оно вредит и вам, и вашей команде.

Вспоминаю случай своего знакомого, руководителя консалтингового агентства. Несколько лет назад в его коллективе появился новый человек — в целом, хороший специалист. Проблема была в том, что он мог полдня слоняться по офису из кабинета в кабинет в поисках собеседника, читал новости за чашкой чая и постоянно уходил на «перекуры».

В то время у руководителя агентства было много командировок и встреч вне офиса, потому он не осознавал масштаб проблемы. А она росла как снежный ком: ведь другие сотрудники видели, что происходит, но никто не хотел «доносить» начальству. Раздражение в команде росло, сотрудники теряли мотивацию: никому не нравится делать работу и за себя, и за коллегу. Проблема вскрылась, когда показатели всего отдела упали и менеджер решил разобраться, в чем же дело.

Проблемы, о которых сотрудники не говорят

Исследования подтверждают, персонал компании в большинстве случаев знает, кто предпочитает развлекаться и отдыхать в рабочее время, но руководитель, скорее всего, эту информацию никогда не получит от своих подчиненных. Ему об этом просто никто не скажет — это некая «солидарность трудящихся».

Так, по данным опроса hh.ru, больше половины (60%) сотрудников российских компаний легко выявляют ничем не занятых коллег. Для этого не нужно быть сверхвнимательным и наблюдательным. Если в офисе не установлена какая-либо система мониторинга за работой персонала, то члены коллектива нередко позволяют себе расслабиться: долго разговаривают по телефону на личные темы, устраивают продолжительные перекуры, сидят в онлайн-играх, соцсетях, интернет-магазинах и многое другое.

Согласно тому же опросу, безделье коллег не проходит даром для окружающих: 40% опрошенных утверждают, что оно серьезно демотивирует других специалистов, а один из трех респондентов уверен — безделье одного сотрудника снижает эффективность всего отдела. Однако и об этом в большинстве случаев никто из команды не сообщает менеджеру.

Мы провели собственное исследование — с разрешения клиентов обобщили статистику, собранную с помощью CrocoTime, и выяснили, что время безделья расходуется персоналом на:

  1. чтение интернет-изданий — 35,6%;

  2. покупки в интернет-магазинах — 17,7%;

  3. общение в соцсетях и мессенджерах — 17,3%;

  4. онлайн-игры — 17,3%;

  5. развлекательные ресурсы — 6,6%;

  6. просмотр видео — 4,3%.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Мы учимся лучше, когда учимся вместе
Джейн Даттон,  Эмили Хифи
«Самое главное — это сарафанное радио»
Анастасия Иванова / "Ведомости"