Лучшие из лучших: что самые успешные компании делают со своими «звездами» | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Лучшие из лучших: что самые успешные компании делают со своими «звездами»

Майкл Мэнкинс
Лучшие из лучших: что самые успешные компании делают со своими «звездами»

Талант — это то, что отличает лучших от всех остальных. В самых эффективных компаниях работают самые одаренные сотрудники, ведь так? Мы придерживались такого же мнения до того, как Bain & Company провела исследование, посвященное производительности сотрудников. Оценив методики глобальных корпораций и опросив их высших руководителей, мы обнаружили, что в лучших компаниях работает примерно такая же доля «звездных» игроков, как и во всех остальных — не больше и не меньше. Оказалось, что высокоэффективные организации отличаются от других тем, как именно они задействуют лучших сотрудников.

Bain & Company произвела подробный кадровый аудит 25 транснациональных корпораций. Мы сравнили практики этих организаций с обычаями общепризнанных лидеров в своих сферах. В дополнение к этому исследованию мы вместе с журналом The Economist опросили более трехсот руководителей крупных компаний по всему миру. Мы попросили их оценить персонал своих организаций и описать способы управления кадрами — и все это с прицелом на изучение факторов, влияющих на производительность людей. То, что мы обнаружили (по крайней мере в том, что касается «звезд»), удивило нас.

  • В среднем 15% всех сотрудников компании — приблизительно каждый седьмой — «отличники» или «звезды».
  • Мы не увидели существенной разницы в количестве «звездных» талантов в высокоэффективных компаниях нашей выборки (верхней квартили) и всех остальных (средний показатель оставшихся 75% компаний). «Отличники» составляли 16% в лучших компаниях и 14% в остальных.

Чем же отличаются лучшие компании от всех остальных? Может быть, тем, как они используют «звездный» талант? Мы обнаружили две совершенно различные модели.

Лучшие компании намеренно неэгалитарны. Высокоэффективные организации специально задействуют своих «звезд» неравномерно. То есть они сосредотачивают своих «отличников» там, где эти люди могут оказать наибольшее влияние на успех компании. В результате подавляющее большинство значимых для бизнеса должностей — более 95% — заполнены первоклассными специалистами. Например, в некоторых компаниях ключевым компонентом успеха является разработка ПО, поэтому лучшие организации в этой отрасли добиваются того, что среди разработчиков работают одни звезды. В других отраслях больше значения имеет управление брендами, и лучшие специалисты в этой области сосредоточены там. «Звезды» концентрируются там, где они могут внести самый большой вклад, и это, конечно, означает, что для других подразделений компании остается меньше первоклассных талантов.

Остальные компании ненамеренно эгалитарны. Оставшиеся организации из нашей выборки ненамеренно задействуют первоклассные таланты равномерно. Другими словами, эти компании пытаются распределить своих «отличников» по всем ролям так, что один из семи специалистов на каждой должности — «звезда», а остальные шесть — «середняки». Ни одна команда не располагает бОльшим количеством звезд, чем остальные; никакие роли не воспринимаются как более важные.

Эгалитарный подход может показаться справедливым, даже достойным восхищения, но он не приносит наилучших результатов.

Наше исследование указывает на то, что способ расстановки людей оказывает большое влияние на различия в эффективности лучших компаний и всех остальных. Разумеется, есть множество других моментов, играющих немалую роль. Но то, как задействованы люди, — чрезвычайно важно.

Какие же шаги следует предпринять организациям, чтобы извлечь максимальную пользу из своих «звезд»? Наше исследование особо выделяет пять лучших практик.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Что нужно менять в продажах прямо сейчас
Андрис А. Золтнерс,  Крис Морган,  ПК Синха,  Салли Э. Лоример
Быстрый путь от разработчиков к рынку
Лайтан Роберт,  Митчел Леса