Почему люди теряют мотивацию | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Почему люди теряют мотивацию

Дэн Кейбл
Почему люди теряют мотивацию
BRANDON LYON/GETTY IMAGES

Каждому руководителю хотя бы однажды приходилось работать с человеком или, что хуже, группой людей, которые потеряли мотивацию. Грустно, не правда ли? Когда мы сами увлечены задачей, бывает сложно найти общий язык с теми, кто не хочет включаться в работу и достигать результатов. Иногда мы воспринимаем их негативный настрой как недостаток и считаем, что таким людям следует просто поработать над собой.

Хотя принять такую точку зрения легко, это убеждение контрпродуктивно и не учитывает основополагающих причин потери энтузиазма в работе (или его отсутствия в самом начале).

Чтобы добраться до сути проблемы, важно понять, что в человеке заложено желание чувствовать вдохновение и видеть смысл во всем, что он делает. Такова наша природа. Известно, что в мозге человека есть так называемая система вознаграждения, которая создает естественные импульсы к приобретению новых навыков и выполнению сложных, но наполненных смыслом задач. Удовлетворяя эти потребности, мы получаем выброс дофамина — нейромедиатора, отвечающего за мотивацию и удовольствие, после чего наше желание заниматься этой деятельностью возрастает еще больше. Когда наша система вознаграждения активирована, мы чувствуем себя более мотивированными, целеустремленными и воодушевленными. Мы чувствуем вкус жизни.

Исследование, эксперимент, познание — вот главные составляющие нашей жизни и работы. Трудность заключается в том, что привычный нам способ организации компаний слишком часто не дает сотрудникам заниматься этими видами деятельности.

Рассмотрим пример Тома, разработчика сайтов. Я встретился с ним во время консультации в бухгалтерской фирме. Том только окончил колледж, когда его наняли. Он был воодушевлен, ведь ему рассказали, что в фирме он может получить новые знания и профессионально вырасти. Но «медовый месяц» продлился недолго. «Вскоре я увидел, что у моего руководителя нет ни времени, ни терпения на эксперименты. Она больше заботилась о соблюдении порядка действий, чем о личностном развитии, и опасалась, что я попробую что-то новое, и из-за этого все пойдет не по плану. Возможности приобрести новый опыт практически не было», — рассказал мне Том.

Это отпугнуло Тома не сразу. Он работал над улучшением нескольких процессов и старался привнести индивидуальность в свою работу. Но поскольку начальница Тома была вынуждена следить за соблюдением определенных показателей сайта, она не могла содействовать реализации его идей. Шли недели и месяцы. Работа стала для Тома рутиной и наскучила ему, и вскоре он полностью потерял энтузиазм.

Нельзя винить Тома за это, ведь в любом человеке от природы заложена именно такая реакция. Таким образом наш организм сообщает, что наше предназначение — в чем-то другом, более важном. В постоянном исследовании и познании. Это наша биологическая особенность: часть адаптивного бессознательного определяет, что человек тратит свой потенциал зря.

Найти способ актировать систему вознаграждения работника — ключевая задача руководителя. Но как это сделать? Если вы похожи на начальницу Тома, скорее всего, у вас на пути встречаются организационные препятствия, и многие из них находятся вне зоны вашего контроля. Зачастую бывает невозможно игнорировать показатели производительности или переступать через принятые в компании процедуры и бюрократические препятствия.

Несмотря на эти трудности руководитель может активировать систему вознаграждения своих подчиненных, не затронув при этом корпоративную политику и культуру. Мой опыт работы с руководителями из разных стран мира говорит о том, что можно достичь бизнес-целей и в то же время сделать жизнь ваших сотрудников лучше с помощью трех небольших, но результативных стимулов, которые запустят их систему вознаграждения. Нужно подтолкнуть сотрудников к применению своих сильных сторон, создать возможности для эксперимента и помочь персонализировать цель их работы.

Самовыражение

Тысячелетиями философы утверждают, что люди обладают врожденным стремлением показать другим свою суть. Но каким-то образом жизнь в компании входит в противоречие с потребностью человека в самовыражении. Даже сегодня, когда мы восхваляем креативность и инновации, все еще существуют бюрократические должности, жесткие роли и стандартизированные системы оценки, вызывающие скорее тревогу, чем воодушевление и самовыражение.

Никто не хочет снова и снова выполнять заранее спланированные действия. Мы хотим использовать свои уникальные навыки и точку зрения, чтобы принимать собственные решения, которые помогут преуспеть всей команде. Когда людей заставляют думать о своих лучших качествах, их система вознаграждения активируется. Исследования показывают: если человек понимает и применяет свои индивидуальные сильные стороны, он чувствует себя более энергичным.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Георгий Пинхасов. Интервью
Интервью брала Анна Натитник