Модель Netflix | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Модель Netflix

Как зарабатывает одна из самых известных стриминговых платформ в мире

Авторы: Майкл Смит , Рахул Теланг

Модель Netflix
Иллюстрация: PATRICK GEORGE/GETTY IMAGES

читайте также

Без лишних слов: что делать, если подчиненные требуют от вас чрезмерного общения

Ребекка Найт

Как выманить у сотрудников хорошие идеи

Рон Ашкеназ

Убивай, анализируй, поощряй

Роберт Шер

Экономика разума vs экономика глупости

Мария Божович

Похоже, нынешний год станет прорывным для Netflix. 22 января бывшая компания по прокату DVD стала седьмым членом Американской ассоциации кинокомпаний. В тот же день компания получила 14 номинаций на «Оскар» — больше, чем за все предыдущие годы вместе взятые. А вечер последнего воскресенья февраля стал, пожалуй, самым значимым в истории компании. Четыре Оскара поставили Netflix в один ряд с Disney, Fox и Universal, сделав ее одной из крупных студий с самым большим числом наград в 2019 году.

Всего за месяц Netflix во всех отношениях укрепил свои позиции в мире кино. Укрепил во всех отношениях, кроме одного: Netflix до сих пор не показывает свои фильмы в кинотеатрах в широком прокате.

Конечно, время от времени картины Netflix выходят в ограниченный прокат в небольших арт-хаусных кинотеатрах, но даже в этом случае Netflix не вписывается в общепринятые нормы. Вместо того, чтобы сначала выпускать кино только на широком экране, Netflix почти всегда сразу же показывает их и на собственной онлайн-платформе. И в тех редких случаях, когда фильм все же попадает сначала в кинотеатры, от онлайн-просмотра его отделяет максимум пара недель. Это совсем не похоже на 90-дневное окно эксклюзивного проката, принцип которого соблюдают все остальные голливудские студии.

В связи с этим возникает один важный вопрос. Как Netflix удается быть столь успешной компанией, отвергая при этом ключевую составляющую бизнеса — выпуск фильма в кинопрокат?

Для ответа нужно прояснить, почему на протяжении десятилетий голливудские студии пользовались моделью эксклюзивного окна для выпуска своих фильмов. Здесь важно вот что: суммы, которые потребители готовы платить за просмотр фильмов, очень разнятся. Одни готовы отдать $15 («Я хочу посмотреть новые «Звездные войны» прямо сегодня!»), другие — $5 («Что бы сегодня взять в прокате?»). Понятно, что студии хотят извлечь как можно большую выгоду из каждой группы, не потеряв в продажах ни одной из них.

Студии давно поняли, что наиболее эффективный способ достичь этой цели — стратегически выстраивать тайминг, качество и удобство просмотра так, чтобы покупатели, приносящие наибольшую прибыль, добровольно заплатили высокую цену за фильм, который остальные посмотрят за меньшие деньги. Вся эта стратегия ценовой дискриминации держалась именно на выпуске фильма в кинопрокат. Выпустив фильм лишь на широкий экран, студии отделяли прибыльных (а еще нетерпеливых и придирчивых к качеству) покупателей от остальных. По какой еще причине кто-то станет платить $15 за билет в кино, если через несколько недель тот же фильм можно будет посмотреть дома за $4,99?

Система работала без сбоев. Но зачем же тогда Netflix выпускает свои фильмы в кинопрокат одновременно с их выходом на стриминговой платформе? Ответ заключается в том, что Netflix придерживается принципиально другой бизнес-модели, которая отличается от всех остальных, принятых в индустрии.

Netflix не продает отдельные фильмы множеству разных покупателей. Вместо этого компания продает множество разных фильмов отдельным покупателям — готовыми пакетами. Это позволяет Netflix тоже заниматься ценовой дискриминацией, но дискриминацией другого типа. Компании не приходится выяснять, сколько потребитель готов заплатить за каждый конкретный фильм. Теперь все решает пакет, и это очень выгодно.

Пакетные продажи — это интересный подход. Мы писали об этом в книге 2016 года «Streaming, Sharing, Stealing», где говорилось об изменениях в индустрии развлечений. Если коротко, то чем больше товаров продавец может предложить потребителям в одном пакете, тем точнее он сможет предсказать среднюю стоимость пакета для разных потребителей. Потребители могут по-разному оценить отдельные фильмы, но в пакете это уже не имеет значения: стоимость всех позиций усредняется. Если продавец может точно предсказать среднюю сумму, которую подписчик готов заплатить за все фильмы в пакете, то ему остается лишь выставить цену чуть ниже этого значения. Так он получит максимальную прибыль от своей аудитории.

Как мы отмечаем в книге, именно поэтому такие стриминговые платформы, как Netflix, пользуются столь неординарными стратегиями по выпуску фильмов в кинопрокат. В отличие от студий им нечего терять. В рамках традиционной бизнес-модели студии нарушить правило «эксклюзивного окна» значит поставить под угрозу весь бизнес. Но для Netflix все иначе. Если можно немного заработать или выиграть несколько наград, выпустив фильм в кинопрокат, отлично. Но в случае Netflix успешный прокат — далеко не главный способ зарабатывать деньги на своих фильмах.

Проблема в том, что понять стратегию Netflix довольно сложно, если смотреть на нее с позиций устоявшейся бизнес-модели. В ноябре 2018 года Джон Фитиан, президент Национальной ассоциации владельцев кинотеатров, раскритиковал стриминговый сервис и спросил: «Разве Netflix не заработал бы больше денег и не способствовал бы развитию более глубокого культурного диалога, сначала запустив фильм в прокат, а затем предложив эксклюзивное право просмотра своим подписчикам?»

При всем уважении, мы считаем, что мистер Фитиан неправ, и вопрос стоило бы задать иначе: разве студии не заработали бы больше денег, применив модель Netflix?

На самом деле, именно это они и делают. Горизонтальное слияние Disney и Fox и вертикальное слияние Warner Brothers и AT&T произошли именно в рамках адаптации стратегии Netflix. Мы уверены, что чем больше студий будут перенимать новую бизнес-модель, тем быстрее они убедятся, что от пакетных решений выигрывают все — и они, и их покупатели.

Пакетная бизнес-модель несет в себе еще одно важное преимущество: она позволяет великим художникам рассказывать великие истории. Приведем в качестве примера фильм Альфонсо Куарона «Рома», получивший Оскар. В прошлом месяце в одном из интервью Куарон отметил, что Netflix позволил ему снять фильм, который никогда бы не был снят в условиях традиционного кинопроката. «На первый взгляд, я снял очень сложный, непригодный для большого экрана фильм. Это драма. Это не жанровое кино, при этом еще и черно-белое. В нем герои говорят на испанском и миштекском. Когда мы его представляли, актеров еще никто не знал. Все это было похоже на фильм, который покажут в одном кинотеатре Лос-Анджелеса, в одном кинотеатре Нью-Йорка и еще в парочке мест во всем мире», — признался режиссер.

В Netflix должны гордиться тем, что вышло из затеи с Куароном, и наградами, которые компания получила во время церемонии последнего «Оскара». Но чем им стоит гордиться больше всего и что поставило их в один ряд с гигантами индустрии развлечений, так это тем, что они предложили новую эффективную и прибыльную стратегию. Эта стратегия позволяет добиться того, что всегда определяло успех в индустрии. Netflix воспользовалась новыми технологиями, чтобы создавать увлекательные истории, и правильными бизнес-моделями, чтобы доносить эти истории до своей аудитории.

Об авторах

Майкл Д. Смит (Michael D. Smith) — профессор, преподает информационные технологии и маркетинг в колледже им. Хайнца и школе бизнеса им. Дэвида Теппера при университете Карнеги — Меллона.

Рахул Теланг (Rahul Telang) — профессор, преподает информационные системы и менеджмент в колледже им. Хайнца.