Инновации в вине: почему вам нравится то, что вы пьете | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновации в вине: почему вам нравится то, что
вы пьете

Как производители вина влияют на предпочтения потребителей

Авторы: Грегори Карпентер , Эшли Хампфрис

Инновации в вине: почему вам нравится то, что вы пьете
Фото: Rodrigo Abreu / Unsplash

читайте также

Коса на камень

Павлов Дмитрий

Что будет с вашим бизнесом, когда пандемия закончится?

Брейди Бейтс,  Дев Патнаик,  Мишель Лорет де Мола

20 упражнений, которые улучшат вашу память

«У российского этноса хорошо развито умение подстраиваться»

Компании тратят миллионы долларов на фокус-группы, опросы и аналитику, чтобы лучше понять свою аудиторию и обойти конкурентов. Однако зачастую эти методы оказываются лишь пустой тратой времени и денег, поскольку люди не знают точно, чего хотят. Гораздо лучше не прислушиваться к клиенту, а формировать у него потребность.

Возьмем для примера три совершенно разных товара: кофе, бриллианты и смартфоны. Более пяти столетий миллионы людей в мире пили кофе. Но максимально прочно в нашу жизнь он вошел после открытия Starbucks в Сиэтле в 1971 году. Сейчас эта сеть насчитывает более 28 тыс. точек по всему миру. Компания DeBeers взяла за основу драгоценные камни и привлекла к ним внимание широкой аудитории, превратив бриллианты в неотъемлемый атрибут романтических отношений и свадеб. К 2013 году объем продаж бриллиантов превысил $70 млрд долларов. В 1932 году этого рынка просто не существовало. Бриллианты за это время не изменились, но обрели новое значение и новую ценность в глазах покупателей. И, разумеется, всем известна история со смартфонами и Стивом Джобсом. Он отказался от традиционного подхода и заявил: «Есть мнение, что нужно давать покупателям то, что они хотят. Я не согласен с этим. Наша работа — понять, чего они вот-вот захотят. Люди не могут знать о своих желаниях, пока вы им их не покажете».

Чтобы разобраться в том, как компании формируют потребность аудитории, мы изучили винный рынок США. Винное производство практически не меняется последние 7 000 лет, но винная американская индустрия совершила серьезный рывок за последние пару десятилетий — с $30 млрд в 2002 году до $60 млрд сегодня. Количество виноделен за это время выросло на 50% и приблизилось к отметке в 10 тыс. Некоторым из этих производств удалось переосмыслить классические вина, получить преданных клиентов и сформировать доступную ценовую политику.

Каким образом винным предприятиям удалось достичь подрывных инноваций в сфере, технология производства в которой не меняется тысячелетиями? Мы изучаем этот вопрос с 2010 года, фокусируясь в основном на американских производителях, но немного касаемся и нескольких итальянских и французских (тех, для кого важен американский рынок сбыта). Мы изучали и современные винные транснациональные производства, выросшие из небольших частных виноделен за последние 30 лет; и те, чья история уходит корнями в XIV век. Мы говорили с производителями, работниками виноделен, директорами по маркетингу, основателями компаний, критиками, писателями, импортерами; встречались с потребителями в винных магазинах, барах, ресторанах, на винодельнях и ходили к ним в гости. Мы провели 58 глубинных интервью и получили более 2,3 тыс. станиц расшифровок, заметок, документов и фотографий. В итоге мы пришли к выводу, что производители вин формировали себе рынок сами — так же, как это в свое время сделали Starbucks, DeBeers и Apple. Давайте посмотрим, как именно они этого добились.

Шаг 1. Иметь собственный неординарный взгляд

Производители вин знают, что опыт потребителей вина достаточно ограничен, а вкусы непредсказуемы и непостоянны. Поэтому вместо того чтобы собирать данные от потребителей и отвечать их запросам, компании начали искать способы повлиять на эти запросы.

Предлагаем вашему вниманию пример от Кристиана Муэкса. Известный французский винодел, прославившийся вином Pétrus из Помероля, в свое время приобрел виноградник в Долине Напа (винодельческом регионе Калифорнии), где производят богатые вкусом, насыщенные вина с высокой спиртуозностью (содержанием алкоголя). Профессионалы индустрии называют такие вина «фруктовыми бомбами». Самые популярные их марки стоят сотни долларов. Но Муэкс признался, что «ненавидит» подобные вина и не собирался поддерживать принятые в Калифорнии практики. Вместо этого он подошел к производству способом, привычным для Бордо. Муэкс не стал брать в расчет потребительские предпочтения. «Я делаю только то, что нравится мне», — объясняет он.

Эта мысль кочевала из одного интервью в другое. Один американский винодел сказал нам следующее: потребители «…не уважают продукцию… не понимают вино… им все равно…». Другой руководитель делится своими соображениями на этот счет: «Я не собираюсь спрашивать у рынка, чего он хочет, потому что он не знает, чего хочет, пока я ему этого не покажу».

Некоторые виноделы даже гордятся своей незаинтересованностью в прибыли: «Мы здесь не для спокойствия и стабильности; мы хотим нарушать правила, бить рекорды и совершать прорывы», — вот что заявил нам владелец одной калифорнийской винодельни.

Производители не реагируют на запросы потребителей и не ориентируются на возврат инвестиций; вместо этого они действуют так, будто создают произведения искусства. Им важен личный вклад в винное дело, а их фантазия ограничивается только виноградником и историческими традициями.

Шаг 2. Стать агентом влияния

Несмотря на то, что виноделы игнорируют выгоду и запросы потребителей, есть кое-что, что они ценят. Это мнения коллег по цеху, влиятельных медиа и критиков, например, Карен Макнил, Дженсис Робинсон, изданий Wine Spectator, Wine & Spirits, Vinuous Media и Wine Advocate Роберта Паркера.

Как правило, критики оценивают вино по шкале от 0 до 20 или от 0 до 100 и сопровождают оценку дегустационными заметками. Каждый балл от Роберта Паркера обычно добавляет $3 к выручке с бутылки; 10 баллов вполне могут принести миллионы евро крупному производителю, а рейтинг в 100 баллов позволяет увеличить цену в 3-4 раза.

Некоторые производители специально изготавливают вина, рассчитанные на получение высоких рейтингов, но истинные короли рынка так не делают. Они стараются построить равноправные отношения с лидерами индустрии и критиками, а не подстраиваются под них. Производители рассказывают экспертам истории, оказывают влияние на их вкусы и видение и таким образом меняют индустрию в целом. Они формируют язык, который помогает людям «раскрыть душу» их вин.

Один из виноделов каждую осень приглашает сомелье, журналистов и других экспертов индустрии на сбор урожая в свои французские виноградники. Небольшая группа гостей остается ночевать в усадьбе владельца. В компании винодела гости прогуливаются по виноградникам, пробуют вина прошлых лет и обсуждают свои впечатления за ужином. Такое мероприятие помогает гостям лучше узнать бренд, а потом и стать его преданными адвокатами.

Благодаря таким усилиям постепенно складывается общее понимание того, какие вина можно считать отличными, а какие — превосходными. Именно это понимание определяет чемпионов и аутсайдеров индустрии. Вино Dominus, созданное на винодельне Муэкса, — отличный пример таких усилий. Первая партия этого вина была произведена в 1988 г., и оно было не похоже ни на фруктовую бомбу из Долины Напа, ни на Бордо, поэтому вызвало вполне ожидаемую дискуссию о том, калифорнийское ли это вино или французское и стоит ли оно своих $40? Муэкс тогда разъяснил свое видение критикам и журналистам так, как поэт разъяснил бы читателям значение своих стихов. Он рассказал, что вкус вина отражает его географию — солнце, погоду, почву легендарного калифорнийского виноградника. Отдельно он отметил сухое возделывание почвы (без ирригации), прореживание и ранний сбор урожая. Так вино Dominus стало уникальной комбинацией «географии Напа и духа Бордо». Со временем критики окрестили его достоянием региона, и его рейтинги ощутимо возросли: Паркер присудил ему 98 баллов в 2001 году, а еще три критика оценили его в 100 баллов в 2013 году.

Шаг 3. Дайте потребителям высказаться

При покупке вина человек сталкивается с необходимостью выбора из тысяч позиций. Потребители, с которыми нам удалось поговорить, считают покупку вина достаточно стрессовой ситуацией. Они боятся сделать неправильный выбор, выглядеть несведущим или упустить хорошее вино. Чтобы разобраться в широком ассортименте, они обращаются к оценкам и отзывам критиков, для получения которых виноделы уже проделали огромную работу.

Если опустить вопросы об объективности винных рейтингов, мнения критиков – это движущая сила сферы товаров и услуг. Одна из компаний, торгующих вином, провела эксперимент, поставив на полках два калифорнийских Шардоне рядом, а на ценниках указав рейтинги и отзывы из Wine Advocate. Продажи бутылок с рейтингом 92 превысили продажи бутылок с рейтингом 84. Но если выставить эти же бутылки только с отзывами и без рейтингов, продажи оказываются примерно одинаковыми. Еще один пример: когда Муэкс распродал все запасы Dominus урожая 2013 года, остатки этого вина на полках ритейлеров стоили от $300 за бутылку.

Мы сталкиваемся с цепной реакцией. Производитель передает свое видение продукта критику. Ритейлеры закупают продукцию согласно отзывам критиков и экспертов, а сомелье составляют списки из новых вин. Ритейлеры и сомелье затем предоставляют любимые вины на пробу потребителям, которые делятся своими впечатлениями с родными и близкими. Любители вин ездят в именитые винные рестораны, вступают в винные клубы, получают новые знания и снова делятся ими. С первого до последнего звена этот процесс можно назвать образовательным.

Виноделы придумали категории и сорта вин и установили критерии для оценки. Потребители превратились в любителей и готовы заплатить высокую цену несмотря на наличие буквально тысяч альтернативных вариантов. Именно это стало причиной финансового успеха винной индустрии несмотря на отрицание ее игроками стремления к выгоде и игнорирование потребительских запросов.

От изучения к обучению

Поскольку продукция становится все более сложной, а у потребителей все меньше времени на ознакомление с ней, организациям из любой сферы будет полезно создать уникальный образ своего продукта, вырастить экспертное сообщество вокруг него, прийти к общим критериям оценки и дать потребителям свободу в выражении своего мнения о продукте. Компании, которые просто отвечают запросам потребителя, обречены на неудачу. Процветать будут только те, кто сами формируют рынок, оказывают на него влияние и обучают своих потребителей.

Об авторах

Грегори Карпентер (Gregory Carpenter) — профессор Школы менеджмента им. Келлогга при Северо-Западном университете, соавтор книги Resurgence: The Four Stages of Market-Focused Reinvention («Возрождение: четыре шага к переосмыслению ориентации на рынок»), соучредитель ежегодного Саммита по лидерству в маркетинге (Marketing Leadership Summit).

Эшли Хампфрис (Ashlee Humphreys) — доцент Школы журналистики им. Медилла при Северо-Западном университете, доцент Школы менеджмента им. Келлогга. Автор книги Social Media: Enduring Principles («Социальные медиа: вечные принципы»).