Преимущества «длинного хвоста» | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Преимущества
«длинного хвоста»

Авторы: Голдстейн Доминик , Голдстейн Дэниэл

Преимущества «длинного хвоста»

читайте также

10 правил жизни в отчаянно сложные времена

Тони Шварц

Парус мотивации

Евгений Теруков

Что делать, если ваша карьера вас больше не устраивает

Лаура Гасснер Оттинг

Почему модным брендам нужны аутлеты

По мере того, как все больше интернет-компаний предлагают своим клиентам брать диски напрокат по принципу шведского стола («съешь, сколько можешь»), маркетологи ломают голову над тем, как сдерживать, а не увеличивать потребление. Netflix, Blockbuster, а теперь и Amazon разработали безлимитные тарифы и не штрафуют клиентов за просроченный возврат. Тем не менее любой тариф предусматривает ограничения, позволяющие компании сократить свои издержки. Скажем, клиент Netflix не может сразу заказать дисков больше некоего количества, а Amazon.com устанавливает предельное число заказов в месяц.

Компании могут по-разному снижать издержки, но все их ноу-хау будут так или иначе связаны с системами рекомендаций и концепцией «распределения с длинным хвостом». Такой принцип распределения — а он работает, когда популярных продуктов мало, непопулярных много и запасы неисчерпаемы — характерен для компаний вроде Amazon.com или Netflix.

Вот три стратегии контроля издержек.

Продвигайте непопулярные товары. Во-первых, компании могут подталкивать спрос на дешевые товары. Например, только что вышедшие DVD-диски стоят дороже старых, поскольку компании должны платить киностудиям за право напрокат. Спросом пользуются в основном дорогие новинки, а не более дешевые старые фильмы, то есть формируется «распределение с длинным хвостом». Однако, как выяснили Amazon и другие компании, общий объем продаж непопулярных товаров может даже превышать объем продаж бестселлеров, если, скажем, с помощью автоматической системы рекомендаций обратить внимание клиента, выбравшего диск-бестселлер, на менее известные фильмы. Таким образом, повышается выручка и удовлетворенность пользователей. Советуя

клиентам те или иные диски и проводя рекламные акции, Netflix сократила долю новых фильмов в прокате до 30%, а Blockbuster — до 75%. Мы изучили работу одной системы рекомендаций, и оказалось вот что: в 90—95% случаев она предлагала нам «старые» фильмы, хотя мы специально оговаривали, что ищем новинки.

Замедляйте потребление. Во-вторых, компании могут рекомендовать клиентам «долгоиграющие» товары. Человек, у которого на просмотр сериала «Офис» ушло много вечеров, вряд ли станет заказывать несколько полнометражных фильмов подряд, а компания благодаря этому сэкономит на приобретении новых дисков и на почтовых расходах. Мы также обнаружили, что намеренно или нет система рекомендации предлагает фильмы более длинные по сравнению с новыми бестселлерами, а также DVD-диски с сериалами, просмотр которых занимает несколько вечеров.

Не торопите. В-третьих, компания может снижать издержки, разрешая клиентам приобретать ее продукты впрок. Экономисты и психологи пришли к выводу, что в своем выборе мы обычно оказываемся меж двух огней — в нас борются два начала, и одно «руководит» нашими сегодняшними потребностями, а другое ведает тем, чего мы хотим на будущее. Если у вас есть абонемент в фитнес-клуб, но вы пропускаете занятия, то знаете, что эти два желания редко совпадают. Системы рекомендаций могут напоминать клиентам о продуктах, которые они хотели бы приобрести, но до которых у них так и не дошли руки. Показателен пример с классикой кино. После напряженного дня вам скорее захочется посмотреть что-нибудь легкое (настоящее желание), хотя вы заказали и серьезный фильм (желание на будущее). Если клиент не успеет вовремя посмотреть хотя бы один из взятых напрокат DVD-дисков, компания не будет его торопить, ведь тогда новые диски ему не понадобятся, и компании не нужно тратиться на доставку заказа.

Поскольку сейчас все больше компаний предлагают клиентам такую услугу, как неограниченная подписка на лицензионную продукцию, вероятно, в ближайшее время можно ожидать, что они будут творчески использовать и системы рекомендаций, и «распределение с длинным хвостом». Недавно Netflix попробовала выборочно задерживать доставку заказов самым активным клиентам (хотя это может быть незаконно). К счастью, чтобы снизить издержки, необязательно огорчать постоянных клиентов или переходить грани дозволенного в бизнесе. Система рекомендаций и другие инструменты, если ими пользоваться с умом, могут способствовать повышению и прибыльности, и удовлетворенности клиентов. Многие пользователи Netflix подтвердят, что благодаря компании узнали о лучших фильмах из каталога непопулярных картин — нужно лишь найти время, чтобы посмотреть фильм Бергмана.