В чем польза потребительских сообществ | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В чем польза
потребительских сообществ

Автор: Дхолакиа Пол

В чем польза потребительских сообществ

читайте также

Для совместной работы нужны не только сети, но и сообщества

Генри Минцберг

«Поняв, как работает мозг, вы достучитесь до любого»

Элисон Биард

Бизнес без предрассудков

Ирина Гусинская

Не стоит называть каждую встречу «собранием»

Ал Питтампалли

Итальянский производитель мотоциклов Ducati тесно сотрудничает с потребителями на всех этапах маркетинговой деятельности: от коммуникаций до разработки товара. Российская компания ЛОМО, до недавнего времени выпускавшая фотоаппараты, предлагала своим клиентам присоединиться к международному сообществу энтузиастов и внести вклад в глобальный архив фотографий, а также принять участие в фотоконкурсе — Ломолимпийских играх. А интернет-аукцион eBay построил бизнес на концепции сообществ, создав для пользователей десятки средств онлайн-общения: форумы, клубы и чаты.

Маркетинговые программы такого рода очень популярны. Но насколько они эффективны? Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с руководством немецкого подразделения eBay провели эксперимент. В нем приняли участие 140 120 человек, которые за последние три месяца совершили какую-либо сделку на сайте eBay. До эксперимента никто из них не имел никакого отношения к жизни онлайн-сообществ eBay. В начале мая 2005 года мы по случайному принципу выбрали из этой группы 79 242 человека и предложили им вступить в одно из наших сообществ. За это им вручались призы (например, плееры iPod), общая стоимость которых составила 3 тысячи евро. Остальные 60 878 потребителей вошли в контрольную группу.

За три месяца активными членами сообществ стали 3299 приглашенных: они писали сообщения, участвовали в обсуждениях и помогали другим пользователям. Мы назвали их «энтузиастами». Еще 11 242 человека — «наблюдатели» — только читали сообщения, но сами ни с кем не общались.

В течение года мы сравнивали поведение энтузиастов и наблюдателей с поведением тех, кто вошел в контрольную группу. Результаты оказались поразительными. Наблюдатели и энтузиасты участвовали в торгах в два раза чаще, совершали на 25% больше покупок, их конечные ставки были на 24% выше, и в общей сложности они тратили на 54% больше денег, чем члены контрольной группы. Энтузиасты выставляли на торги в четыре раза больше лотов, и их месячный доход оказывался в шесть раз больше, чем у контрольной группы. Еще один поразительный факт: среди тех, кто впервые выставил свои товары на продажу, было в десять раз больше наблюдателей (56,1%) и энтузиастов (54,1%), чем потребителей из контрольной группы.

Благодаря такой активности энтузиастов и наблюдателей продажи увеличились примерно на 56% по сравнению с предыдущим годом. Учитывая, что с каждой сделки eBay берет 10,3%, а его валовая маржа составляет 82%, участники эксперимента принесли компании несколько миллионов долларов. Наше исследование показало, что потребительские сообщества весьма выгодны для eBay — и значит, для любой другой онлайн-компании. Возможно, оффлайновым организациям тоже не следует пренебрегать подобными маркетинговыми программами, однако этот вопрос еще предстоит изучить.