Почему большинство новинок терпят крах? | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему большинство новинок
терпят крах?

Привлечь внимание потребителей к чему-то новому — очень и очень непросто. Есть пять основных причин, почему запуск нового продукта может провалиться. Вот как их избежать.

Авторы: Холл Джули , Шнайдер Джоан

Почему большинство новинок терпят крах?

читайте также

Какова отдача от вашего персонала?

Бэсси Лори,  Макмюррер Дэниэл

Как мы вредим себе на работе

Энни Макки

Почему Apple Pay не смогла повторить успех Alipay

Би-Лянь Цюа,  Иэн Гросс,  Кристофер Перес

Забудьте о гибкости. Вашим сотрудникам нужна автономность

Дейн Феттерер

Запуск новых продуктов — основная сфера деятельности нашей фирмы. От предпринимателей, обратившихся к нам за помощью, мы нередко слышим, что их продукт — абсолютно прорывной. Выслушав их, мы задаем простой вопрос: на чем основана ваша уверенность в новинке? Ответ, как правило, такой: «Исследований мы пока не проводили, но точно знаем, что все работает». Мы повидали многих предпринимателей, и потому часто уже после первого разговора понимаем, ждет ли новый продукт удача или провал.

Большинству, увы, успех не светит. Согласно данным ведущего агентства маркетинговых исследований, почти 75% потребительских товаров повседневного спроса не приносят в первый год и $7,5 млн. Отчасти это объясняется тем, что покупатели редко меняют свои привычки. Джек Траут установил, что типичная американская семья, покупая 150 одних и тех же товаров, удовлетворяет 85% своих потребностей. Поэтому так трудно заставить людей заметить на полках магазинов что-то новое. Даже такая компания, как Procter&Gamble, нередко терпит неудачи, пытаясь раскрутить новый продукт. Менее 3% потребительских товаров могут в первый год принести $50 млн, а это рубеж, с которого запуск считается вполне успешным. Да и продукты, вначале показавшие хорошие результаты, не всегда могут удержать завоеванную высоту. Мы проанализировали более 70 продуктов, вошедших в рейтинг «Наиболее заметные новинки года» с 2002 по 2008 год. Более десятка из них уже сняты с продажи. Причиной неудачи может стать множество факторов. (Их полный список приведен на hbr.org/40-reasons.) Однако самая серьезная проблема — плохая подготовка. Компании настолько заняты разработкой и выпуском, что часто откладывают маркетинговые аспекты запуска на потом. Но тогда уже будет поздно что-то изменить. Помимо этой, существует еще пять распространенных ошибок, каждая из которых может погубить вашу идею.

ОШИБКА 1 Не хватает ресурсов, чтобы поддерживать быстрый рост.

УРОК Разработайте план действий на случай роста спроса на новинку.

МАГНИТ ДЛЯ КОМАРОВ

В 2000-м мы работали с компанией American Biophysics над запуском «магнита» для комаров. Принцип устройства — заманить комаров в ловушку с помощью углекислого газа. Время для запуска было самое удачное: эпидемия лихорадки Западного Нила заставила людей бояться переносчиков смертельной болезни. Устройство сразу стало хитом продаж каталога Frontgate и магазинов Home Depot. Однако производитель умел истреблять насекомых гораздо лучше, чем управлять быстрорастущим бизнесом. Когда он расширил производство, запустив фабрику в Китае, качество изделий упало. Раздосадованные покупатели отвернулись от «магнита», и приманка попросту исчезла с полок магазинов. Сама American Biophysics, годовой оборот которой в лучшие времена достигал $70 миллионов, была продана компании Woodstream по бросовой цене — $6 млн. «Магнит» приносит прибыль своему новому владельцу, однако акционерам, изначально финансировавшим разработку, мало радости от этого запоздалого успеха.

ОШИБКА 2 Продукт не соответствует заявленным возможностям.

УРОК Не спешите с запуском, пока продукт не будет готов полностью.

MICROSOFT WINDOWS VISTA

Когда Microsoft выпустила Windows Vista, СМИ и пользователи возлагали на нее большие надежды. Компания вложила $500 млн в рекламу и продвижение, ожидая, что уже через два года 50% пользователей перейдут на эту операционную систему ― кстати, самую дорогую. Однако у новинки было столько проблем с совместимостью и надежностью, что возмутились даже приверженцы Microsoft. Запуск Vista провалился, а когда компания Apple высмеяла разработку конкурента в своем рекламном ролике («Я Mac»), люди поверили, что Vista ― это сплошные проблемы. Если бы запуск Vista состоялся сегодня, все было бы еще хуже, ведь сейчас потребители делятся своим мнением на сверхпопулярных ресурсах типа Twitter и YouTube, а на Facebook регистрируется все больше страниц ― «ненавистников» определенных товаров. С ростом независимых потребительских обзоров в интернете негативные отзывы пользователей играют все большую роль в судьбе продукта. Поэтому при запуске недоработки непростительны.

ОШИБКА 3 Новинка мало отличается от существующих товаров.

УРОК Проведите потребительские испытания продукта и убедитесь, что он способен «переманить» покупателя.

СOCA-COLA C2

Появление напитка обещало стать самым крупным событием со времен запуска диетической кока-колы. Для новинки выбрали новый целевой сегмент ― мужчин в возрасте 20―40 лет, которым нравился вкус обычной кока-колы, но пугали калории и углеводы. А от диетической колы их отвращал ее особый вкус и «женственный» рекламный образ. Выпущенная в 2004 году C2 содержала вполовину меньше углеводов и калорий, полностью сохраняя вкус настоящей кока-колы. Однако, несмотря на 50-миллионную рекламу, потребителей так и не удалось убедить, что С2 существенно отличалась от предшественников. Мужчин не устраивало, что калории и углеводы все-таки оставались ненулевыми. Кстати, всеобщая погоня за пониженным содержанием углеводов оказалась недолговечной. Позиционирование продукта в расчете на какое- то модное увлечение ― достаточно распространенная ошибка. Почему же компании не замечают проблем до того, как выведут продукты на рынок? Иногда маркетинговые исследования дают неверные ответы из-за неправильной постановки вопросов или компания необъективно оценивает их результаты. Очень часто в организации новые разработки живут своей жизнью. Их так разрекламировали, что обратного пути нет. А Coca-Cola признала поражение. Рост совокупных продаж всех трех напитков 2004 году составил всего 2% (в Северной Америке его вообще не наблюдалось). Это говорит о том, что С2 попросту отнимал покупателей у других марок компании. Coca-Cola быстро усвоила урок. Спустя год она выпустила Coke Zero с полноценным вкусом при нулевой калорийности. Сегодня он весьма популярен.

ОШИБКА 4 При продвижении компания пренебрегает обучением потребителей.

УРОК Если потребитель не может сходу понять назначение продукта, на новинке можно ставить точку.

FEBREZE SCENTSTORIES

В 2004 году Procter&Gamble запустила ароматический «плеер». Он выглядел как обычный, но «проигрывал» запахи, раз в 30 минут распространяя порцию какого-нибудь аромата (каждый картридж стоил $5,99 и имел свое название, например, «Отдых в гамаке»). К рекламе привлекли популярную певицу Шанайю Твейн, и это погубило всю идею. Многие покупатели решили, что на диске, кроме ароматов, записана еще и музыка. Новинка провалилась. Если продукт революционный, участие знаменитостй скорее навредит, чем поможет. Гораздо полезней провести разъяснительную кампанию. Рассказ о новинке лучше поручить экспертам.

ОШИБКА 5 Продукт революционный, но для него нет рынка сбыта.

УРОК Не уходите от главного вопроса: «Кто это купит и по какой цене?»

SEGWAY

Когда почти за год до запуска в прессу просочилась информация о том, что знаменитый изобретатель Дин Кеймен создал какую-то засекреченную новинку под кодовым названием Джинджер, слухам не было конца. Говорили, будто Кеймен придумал ни много ни мало, как замену автомобилю. Когда инвесторы и широкая публика наконец узнали, что это всего лишь более совершенная версия мопеда, их разочарованию не было предела. Не способствовали продажам и рекламные ролики, в которых водители проделывали акробатические трюки на необычного вида сооружениях ― ценой в $5000. Вместо предполагаемых 10 тысяч штук в неделю за первые пять лет продали всего 24 тысячи. Сейчас машины покупают полицейские участки, гиды в крупных городах и склады ― и то по гораздо более низкой цене. Каких-то проблем избежать легче, каких-то сложнее. Первая и вторая ошибка связаны, главным образом, с неверно выбранным временем запуска. Даже если даты давно и «железно» запланированы или связаны с определенной сезонностью, имеет смысл отложить выпуск, если это сулит успех. Справиться с третьей и четвертой ошибкой сложнее, поскольку здесь проблемы кроются в самом продукте. Руководству следует позаботиться о том, чтобы бренд-менеджеры, маркетологи, специалисты отделов продаж, пиара и интернет-маркетинга с самого начала работали в связке. Это поможет по- лучить весь спектр мнений о новинке и решить: запускать ее или похоронить идею. Последнее хоть и грустно, но не так опасно, как провал на рынке.

А ТЕПЕРЬ ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?

В комедийном сериале 1960-х «Учись жить», когда секретному агенту Максвеллу надо было поговорить со своим боссом наедине, кто-нибудь из них нажимал особую кнопку, и с потолка спускался стеклянный кокон, полностью изолировавший собеседников от окружающих. Спустя сорок лет, когда на нас льется поток разговоров по мобильным телефонам — например, в кафе во время ланча — Энтони Ферранти решил, что пора изобрести «изолятор», который позволил бы, с одной стороны, без помех разговаривать, а с другой — не мешать окружающим своей болтовней. В 2006 году он создал опытный образец Cell Zone и продемонстрировал его на ресторанной выставке, где он вызвал успех. За пиар-поддержкой изобретатель обратился к нам, и вскоре о новой телефонной будке написала газета USA Today, а репортаж о ней прошел по телеканалу NBC. Однако, несмотря на восторженные отзывы, практически никто не заказывал новинку стоимостью $3500. Рестораны не были готовы пожертвовать необходимыми для установки сооружения квадратными метрами, ночные клубы тоже не проявляли интереса, отчасти потому, что их клиенты вместо звонков все чаще пользовались sms-сообщениями. Ферранти попробовал продавать место для рекламы на своих будках, но и эта попытка провалилась. На сегодняшний день ему удалось продать меньше 300 штук (из них 100 купили библиотеки), а убытки составили более $650 тысяч. Для небольшой компании это очень высокая цена за неумение правильно оценить потребности рынка, прежде чем запустить продукт.

Припоминаете какие-то из этих неудачных разработок?

Каждый год «Рейтинг самых заметных новинок» выбирает лучшие среди новых продуктов, однако даже место в первой десятке не гарантирует долгой жизни. Вот некоторые товары из этого списка, запущенные между 2002 и 2008 годом, которые не протянули и двух лет:

* деятельность на территории РФ запрещена