Как вернуть рекламе актуальность? | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как вернуть
рекламе актуальность?

Автор: Рейпорт Джеффри

Как вернуть рекламе актуальность?

читайте также

Что отличает вашу компанию от других?

Стивен Шапиро

«Мы гениальные»

Ирина Скрынник

12 признаков идеального рабочего места

Тони Шварц

Хорошая работа не спасает от выгорания

Скотт Бисон

Если вы не новичок на рынке потребительских товаров, то вам наверняка знакомо понятие «внедряемая реклама» (interstitial). Это реклама, которая вставляется в контент, интересующий потребителя. Как шлагбаум при въезде на платную автотрассу, она заставляет вас остановиться и заплатить (в данном случае — своим временем и вниманием), прежде чем вы сможете продолжить путь туда, куда вам хочется. Классический пример — 30-секундные ролики в рекламных паузах на телевидении. Однако сегодня такая реклама изживает себя, а потребители всеми доступными способами блокируют ее, пропускают, «срезают», прокручивают и т.д.

Все признают, что налицо кризис рекламы, однако потребность в ней никуда не исчезает. Чтобы снова сделать рекламу эффективной, нужно принципиально пересмотреть наш подход к ней. Обычно ее ­вставляют между блоками информации, но рекламодатели уже не могут позволить себе действовать по старинке. Время думать не о том, как бы получше разместиться в СМИ, а о том, как лучше донести свою рекламу до потребителей: где, когда и как должна прозвучать коммерческая информация, чтобы люди ее услышали. Забудьте о внедряемой рекламе. Ей на смену идет реклама, которую я называю «органичной» (vivistitials).

Например, именно на такую рекламу сделала ставку Captivate Network. Эта компания появилась десять лет назад, а сейчас она входит в группу Gannett. Captivate научилась лучше, чем USA Today и CNBC вместе взятые, своей ненавязчивой рекламой притя­гивать внимание целевой аудитории — обеспеченных профессио­налов, живущих в городах. Компания устанавливает небольшие экраны в лифтах офисных комплексов ­и показывает специальные пере­дачи. Идея родилась из наблюдения: поездки на лифте — порой тяжелое, даже невыносимое испытание для многих из нас. Заходя в лифт, мы внутренне сжимаемся, замкнутое пространство совсем не располагает к общению, так что даже вполне уверенные в себе люди не находят ничего лучшего, чем рассматривать свою обувь или вертеть в руках ключи. Экраны Captivate дают глазам приятную отдушину. Красочные сюжеты сменяются вполне уместными текстовыми сообщениями — новостями, биржевыми сводками, прогнозами погоды. И конечно же, сопутствующей рекламой. Тем, кому есть чем заняться, экраны не мешают: они невелики и работают беззвучно. ­Однако для большинства пассажиров это чрезвычайно полезный источник информации. Неудивительно, что на рекламу Captivate люди «клюют» в 4—5 раз чаще,

чем на обычные ТВ-ролики.

Какие же принципы органичной рекламы мы можем вычленить на примере Captivate? Во-первых, и это самое важное, необходимо понять, в каких ситуациях ваш потенциальный клиент мается от вынужденного бездействия, и предлагать ему некую ценную информацию. Во-вторых, реклама должна вписываться в обстановку, не вызывая отторжения. Именно поэтому Captivate устанавливает ­маленькие экраны, не досаждает людям ­звуком и использует плавный видеоряд — все это вполне подходит для торжественной и мрачной атмосферы лифта.

В-третьих, реклама не должна становиться на пути потребителей, мешать им или отвлекать от дела. Наконец, подталкивайте человека в нужную сторону, но очень деликатно. Разумеется, никто не спрашивает его согласия на показ рекламы, но никто и не навязывает ее. Заметьте, что именно на этих принципах «замешан» сенсаци­онный коммерческий успех Google: вы делаете запрос, а рядом ­с результатами поиска вам предлагают релевантные рекламные ссылки. В далеком прошлом так же действовала фирма Burma-Shave, и шарм ее рекламы многие помнят по сей день (компания ставила вдоль шоссе таблички с забавными стихами: на каждой табличке — новая строчка, а в конце — логотип компании). Вся соль описанных принципов в том, чтобы предлагать потребителям информацию на их условиях, адапти­руясь к их жизненной ситуации. ­Переверните ситуацию с ног на голову, и вы увидите корень всех проблем современной рекламной индустрии.

Вообще-то мы поговорили только об одной ипостаси органичной рекламы — когда она заполняет пустоты повседневной жизни. Я называю такую рекламу ­«уместной» (locostitials), поскольку для нее важны прежде всего место и время. Однако наше восприятие зависит далеко не только от этих параметров, и отсюда возникают еще минимум четыре вида органичной рекламы. «Психологичная» реклама (psychostitial) отвечает внутренним запросам и мировоззрению людей. Рекламная кампания Nike под слоганом «Just Do It» была психологически очень точной, и я думаю, что именно этим объясняется успех этой кампании, а вовсе не ее масштабами. «Социоорганичная» реклама (sociostitial) удовлетворяет потребность людей в общении. Скажем, большая часть товаров Tupperware продается по принципу сетевого маркетинга: людей зовут в гости, и хозяева показывают им посуду компании. Но ничего бы не вышло, если бы никто не ходил на такие вечеринки. Цель «антропоорганичной» рекламы (anthrostitial) — дать отдельным покупателям или целым сообществам некий символ, превратить марку или слоган в «фирменную фишку», объединяющую людей с общими интересами. Как тут не вспомнить игрока в поло — логотип Ralph Lauren? Наконец, многие ищут в рекламе развлечение (и некоторые ролики вполне оправдывают эти ожидания). Рекламу, которая настолько хороша, что телезритель буквально выискивает ее в потоке передач, я называю «самоценной» (autostitial).

Концепция и терминология органичной рекламы еще не отработаны. Но она основывается на последних разработках теоретиков рекламного дела и прошла испытание жизнью. Многие передовые рекламные агентства уже полностью отказались от традиционной рекламы. Они организуют всевозможные мероприятия, проводят спонсорские программы, создают торговые точки-однодневки, ­внедряют рекламу в видеоигры, снимают рекламные клипы, которые вирусно распространяются в онлайн-сообществах, поддерживают «представителей брэнда», продвигающих марку в своем окружении. Концепция органичной рекламы сводит все эти приемы воедино и дает маркетологам фундамент, на котором можно по-новому и более эффективно строить отношения с потребителем.

Рекламу ждет светлое будущее, но только если изменится основное направление ее развития. Ищите выгодные рекламные «площадки» не в СМИ, а в самой жизни. Итак, реклама, какой мы ее знали, ­умерла. Да здравствует реклама!