Бесплатно, но не всё: как получить максимум от модели freemium | Большие Идеи

・ Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бесплатно, но не всё: как получить максимум от
модели freemium

Что нужно знать об условно-бесплатной бизнес-модели

Авторы: Ли Ма , П.К. Каннан , Сянь Гу

Бесплатно, но не всё: как получить максимум от модели freemium
Иллюстрация: JOHN KUCZALA/GETTY IMAGES

читайте также

Лидеры пятого уровня: кто они?

Вторая профессия: мечта может сбыться

Левинсон Гарри

Увлеченные: как хобби руководителей влияют на бизнес

Евгения Лысова,  Светлана Хапова,  Эмилия Буня

Пять вопросов для Фрейда

Сара Томли

Трудно сопротивляться искушению бесплатного. Одна из главных причин, по которой мировое распространение интернета происходит столь успешно, заключается в росте феномена условно-бесплатной (freemium) бизнес-модели. Благодаря ей пользователи получают возможность бесплатно пользоваться базовым функционалом сервиса, но должны заплатить, если хотят получить доступ к дополнительным возможностям премиум-версии.

Условно-бесплатная бизнес-модель способна привлечь значительный трафик на сайт компании, предлагая клиенту возможность попробовать товар или услугу перед покупкой, что может пересилить нежелание человека платить и превратить пользователя в покупающего клиента. Мастера этой модели – компания Dropbox. У нее 500 млн зарегистрированных пользователей, которые получают возможность хранить до 2 гигабайтов информации бесплатно. Как только клиенты выходят за пределы предоставленного объема, они получают возможность совершить апгрейд до одного терабайта за месячную или годовую подписку. Благодаря такой модели в 2017 году Dropbox удалось заработать на 11 млн индивидуальных плательщиков и бизнес-клиентов $1 млрд, при этом база пользователей сервиса все еще продолжает расти.

Совершенно очевидно, что кто-то должен платить за возможность компаний предоставлять пользователям бесплатный продукт. Если компании не удается конвертировать достаточное количество пользователей в платящих клиентов, она терпит убыток, что и демонстрирует нам пример таких медиакомпаний, как The Guardian, New York Times, Washington Post и других. Некоторые игроки и вовсе могут потерпеть полный крах.

Итак, что же нужно сделать компании, чтобы добиться успеха в «условно-бесплатных войнах»?

Прошлые исследования показывают, что, добавляя новый функционал высокого качества к продукту как премиальное предложение, можно поднять общий уровень отношения клиента к компании и повысить его готовность заплатить за премиальные альтернативы. Действенность этой стратегии подтверждает пример The Wall Street Journal, которая увеличила объем своего цифрового контента, создала новые газетные разделы (вроде приложения о недвижимости Mansion) и стала проводить специальные мероприятия. Все это помогло создать такой пользовательский опыт для подписчиков, который меньше чем за 10 лет позволил увеличить цены в 4 раза. Это положило конец зависимости издания от массовых скидочных подписных кампаний.

Тем не менее условно-бесплатные продукты могут стать и причиной неудач, поскольку пользователи могут посчитать, что преимущества бесплатного пользования выше того, что можно ожидать от платной модели. Это приведет к диспропорциональному выбору бесплатного по сравнению со всеми остальными предложениями из-за эффекта нулевой цены. Проще говоря, когда пользователь привык ко всему бесплатному, расшевелить его не так-то непросто. Таким образом, компаниям необходимо не только думать о добавлении нового премиального функционала, но следует также понять поведение своих клиентов и определить, что может их по-настоящему заинтересовать.

В сфере производства программного обеспечения Saas эта стратегия называется управлением версиями, благодаря чему на рынке могут быть доступны разные версии платного продукта или услуги. Помогает ли эта стратегия склонить пользователей к переходу на премиальные версии?

В рамках нашего исследования, опубликованного в Journal of Marketing, мы оценили эффективность данной стратегии посредством анализа продаж и научного контента организации National Academies Press (NAP), которая дает пользователям бесплатный доступ к PDF-версиям своих книг, но продает бумажные версии тех же изданий. Мы провели рандомизированный полевой эксперимент по анализу скачиваний и покупок, совершаемых пользователями сайта NAP в период с января по август 2016 года. Было протестировано три разных предложения: 1) контрольная версия, с бесплатным PDF и платными бумажными изданиями в мягком переплете по умеренной цене; 2) тестовая версия с бесплатными PDF, платными бумажными изданиями в мягком переплете по умеренной цене и новыми платными электронными книгами, которые стоили столько же или меньше, чем бумажные; 3) еще одна тестовая версия с бесплатными PDF, платными бумажными книгами в мягком переплете по умеренной цене и еще более премиальным предложением в твердом переплете по более высокой цене.

Мы обнаружили, что расширение линейки премиальных продуктов, будь то книги в твердом переплете или электронные книги, произвело положительный эффект на продажи книг в мягком переплете. Когда клиентам предлагали новый премиальный продукт высокого качества и по высокой цене (такой, как книги в твердом переплете), они чаще выбирали книги в мягком переплете. Добавление опции с твердым переплетом увеличило продажи книг в мягком переплете на 8,9%. Таким образом, люди чаще отказывались от бесплатных PDF в пользу компромиссного варианта. Точно так же действуют продавцы, когда вы хотите покупаете бытовую технику. Сперва они показывают вам бюджетный товар, затем самый дорогой, и в конечном итоге вы приобретаете вариант по средней цене.

Когда клиентам предлагали продукт ниже качеством и с ценой чуть ниже (в данном случае электронную книгу), они чаще переходили с бесплатных PDF на мягкий переплет. Добавление варианта с электронной книгой увеличило продажи книг в мягком переплете на 21,5%. Почему так происходит? Добавление менее качественного предложения (электронных книг) по сходной цене добавило привлекательности книгам в мягком переплете, что и увеличило их продажи. Это так называемый «эффект привлекательности», который и сделал мягкий переплет наиболее предпочтительным вариантом. Этот эффект возникал только тогда, когда цена на электронные книги была близка к цене на мягкий переплет. Когда цена электронных книг была существенно ниже, их продажи буквально уничтожали продажи книг в мягком переплете. Таким образом, важно держать цену продукта более низкого качества на уровне, сходном с существующей платной премиальной версией.

Маркетологи могут использовать наши открытия, чтобы выстраивать стратегии расширения своих продуктовых линеек (начиная с выбора продуктов и заканчивая ценообразованием) и мотивировать любителей всего бесплатного переходить к покупке премиальных предложений. Любая компания, использующая условно-бесплатную модель, включая онлайн-СМИ, облачные или цифровые сервисы, может применить эти выводы для увеличения доходности своего продукта и создания более устойчивой бизнес-модели.

Об авторах

Сянь Гу (Xian Gu) — аспирант школы бизнеса имени Роберта Смита при Мэрилендском университете.

П.К. Каннан (P. K. Kannan) — профессор, заведующий кафедрой маркетинга школы бизнеса имени Роберта Смита при Мэрилендском университете.

Ли Ма (Liye Ma) — доцент школы бизнеса имени Роберта Смита при Мэрилендском университете.