Вслед за товаром исчезают покупатели | Большие Идеи

・ Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вслед за товаром
исчезают покупатели

Если в вашем магазине закончился популярный товар, вы наверняка потеряете часть клиентов. Но представляете ли вы, в какую сумму вам обойдется опустевший прилавок?

Авторы: Грюн Томас , Корстен Дэниел

читайте также

Чем лучше, тем хуже. Беседа с политическим психологом Акопом Назаретяном

Евгения Чернозатонская,  Фалалеев Дмитрий

Опасные звезды: почему награды и рейтинги могут навредить

Гэбриел Россман,  Оливер Шильке

Как помогать, не опекая

Джулианна Пиллемер,  Колин Фишер,  Тереза Амабиле

Новая роль для менеджера среднего звена

Брайан Эллиотт

Отсутствие товара на полке не нравится никому, и розничные торговцы здесь не исключение. Но обычно они ничего не предпринимают, полагая, что проблема мелкая, а решать ее слишком хлопотно. В конце концов, рассуждает владелец магазина, не найдя нужную вещь, покупатель может взять вместо нее другую, аналогичную. Магазин, возможно, потеряет часть прибыли, но такие издержки – неотъемлемая часть бизнеса.

Стоп! Посмотрим, что происходит, когда покупатель протягивает руку, чтобы взять с привычного места, скажем, упаковку своего любимого мыла, и не находит желаемого. Вместе с профессором Сундаром Бхарадваджем, преподающим маркетинг в Университете Эмори, мы проанализировали данные о поведении более 71 000 покупателей в 29 странах. Выяснилось, что при отсутствии конкретного, нужного ему товара клиент выбирает один из таких вариантов поведения: купить другой товар той же марки; купить сходный товар другой марки; отложить покупку до тех пор, пока нужный товар не появится в этом магазине; вообще ничего не купить; сделать покупку в другом магазине.

Не найдя любимого мыла (или что там они планировали купить), 7–25% потребителей мыло другого сорта не покупают. В 21–43% случаев они идут за нужным товаром в другой магазин (см. «Чего хочет покупатель»). В целом, как показывает наше исследование, из-за отсутствия нужных товаров число запланированных клиентами покупок может снизиться в магазине почти вдвое. Для среднего магазина это оборачивается сокращением продаж на 4%. Если годовой оборот компании составляет 1 миллиард долларов, значит, на уменьшении объема продаж она потеряет 40 миллионов долларов.

Заткните брешь

Несмотря на все усилия по оптимизации цепочек поставок и совершенствованию технологий мониторинга, показатель, характеризующий нехватку товаров на полках, упрямо держится на отметке 8%. Между тем мириться с этим совсем не обязательно. Исследовав более 600 торговых точек в 29 странах, мы обнаружили, что в большинстве случаев в отсутствии нужных товаров виноваты сами розничные торговцы.

По нашим оценкам, в 72% случаев нехватка товаров обусловлена ошибками ритейлоров: иногда они неверно прогнозируют спрос, иногда заказывают товары слишком поздно или в недостаточном объеме. Лишь в 28% случаев ответственность лежит не на продавце: дефицит может возникнуть по вине поставщика, из-за просчетов в ассортиментной политике, неудачных промоакций, ошибок менеджеров, работающих с цепочками поставок и не сумевших правильно спрогнозировать долгосрочную динамику спроса.

Для борьбы с нехваткой товаров необходимы комплексные решения, использующие новейшие информационные и организационные технологии как внутри отдельных компаний, так и в рамках цепочек поставок. Несколько компаний розничной торговли, например американская H.E. Butt Grocery (H-E-B) и британская J. Sainsbury, недавно внедрили у себя усовершенствованные информационные системы, которые получают данные от кассовых терминалов и, оперативно учитывая динамику продаж, позволяют с высокой точностью прогнозировать возникновение нехватки товаров. Осуществляя мониторинг по 1450 наиболее ходовым позициям, магазины H-E-B смогли за восемь недель снизить показатель нехватки товаров на 22,5%. Компания Sainsbury, отслеживающая 2000 самых популярных наименований продуктов, увеличила объем продаж на 2%. Пример успешной реализации комплекса организационных мер продемонстрировала и британская торговая компания – Tesco.

Борьба с нехваткой товаров в магазинах требует больших усилий и немалых средств. Но бездействие обойдется дороже: компании не только будут нести прямые убытки, но и, что еще опаснее, потеряют доверие клиентов. Нормы прибыли в торговом бизнесе и так невелики – разве может розничная компания позволить себе в таких условиях пустые прилавки?

Покупатели по-разному реагируют на отсутствие нужного товара в магазине. Изучая эту проблему, исследователи выделили 11 категорий товаров – от предметов личной гигиены до продуктов питания (в диаграмме приведены данные по четырем категориям). Наибольшую разборчивость потребители проявляют в отношении косметических средств: не найдя конкретного наименования, они в 43% случаев идут в другой магазин. Между тем покупателей, хранящих верность определенному сорту чипсов или орешков, гораздо меньше: не найдя любимых продуктов в магазине, на поиски готов отправиться лишь 21% покупателей. Отсюда следует, что ритейлорам следует заботиться не о снижении уровня нехватки товаров в целом, а прежде всего о восполнении недостатка тех, к которым покупатели привыкли.