Деньги как дар | Большие Идеи

・ Продажи

Деньги
как дар

Автор: Долгин Александр

Деньги как дар

читайте также

Как управлять командой, когда она измотана (и вы тоже)

Мерете Веделл-Веделлсборг

Первый вопрос, который нужно задать при выработке любой стратегии

Роджер Мартин

«Зеленое» решение для рынка

Хайдари Джек

Три причины, по которым мы неверно оцениваем риск

Шрини Пиллей

В современной экономике деньги работают не так, как было изначально задумано. Они много хуже, чем прежде, выполняют большинство своих основных функций, в том числе ключевую — фиксацию обменных соотношений, или, говоря иначе, выяв­ления справедливой цены. Некогда в ходе натурального обмена возникли понятные эквиваленты: скажем, за связку бананов можно получить один каменный топор. Деньги упростили такие операции, поскольку сделки многократно повторялись и были похожи друг на друга. Сейчас мы все чаще имеем дело с уникальными операциями: 95-й бензин — он и есть бензин, а вот качество фильмов или книг каждый раз оказывается разным, плюс его сложно протестировать. Деньги же способны адекватно отражать ценность товара только в повторяющихся сделках. Нагляднее всего проблема видна в сфере культуры, где, заплатив втридорога, можно получить ерунду, а совершенно бесплатно приобрести что-то фантастическое. Ситуация усугубля­ется субъективностью восприятия, когда каждый человек по-своему определяет ценность продукта.

Все это неминуемо должно привести к появлению иных схем оплаты — реверсивных, постфактумных. Это когда сначала получаешь продукт, а потом платишь за него, в зависимости от того, понравился он или нет, и насколько. Высшая функция денег — дарительная, и реализовать подобную форму оплаты на практике не так сложно, как может показаться: заводится специальный счет, на который кладется, предположим, десять долларов в месяц. Через любые системы — webmoney, sms-ок и т.п. — буквально в несколько кликов можно направить небольшую сумму в адрес того, кого хочется поблагодарить, — автора, дизайнера, изобретателя, издателя, продюсера…

На первый взгляд кажется утопией. Однако на самом деле этот принцип замечательно вписывается в современные экономические тенденции (именно так все чаще и чаще оплачивается программное обеспечение, которое трудно защитить от пиратского копирования) и соответ­ствует мироощущению современного человека. Желание одарить свойственно людям, в особенности когда они сыты и благополучны. Дар доставляет несказанное удовольствие: тому существует множество примеров — взять хотя бы букет, преподнесенный любимому артисту.

Я исследую реалистичность патронатной дарительной схемы оплаты не первый год, в 2003-м и 2004-м провел в десяти московских театрах и пяти кинозалах две серии экспериментов: «Театрон» и «Синема». Мы тогда вручали каждому зрителю конверт с 60 рублями. После представления они должны были оценить его, либо достав из конверта какую-то сумму (1—50 рублей), либо добавив свои деньги. Забрали деньги лишь 19% людей в театре и 15% в кино, доплатили — 35% и 38% соответст­венно. Вселяет веру в человека, не правда ли?! Сейчас наши ­эксперименты вышли на принципиально иной, массовый уровень — проводятся они на базе рекомендательного сервиса Imhonet.ru: мы выкупили у электронных библиотек пул текстов, которые пользователи сервиса могут свободно и легально скачать, а потом заплатить или не заплатить деньги в зависимости от своего впечатления. Некогда читатели платили Стивену Кингу за выложенный в сети роман «Растение», а группа Radiohead собрала ­таким «добровольно-платежным» способом порядка $8 млн за свой альбом In Rainbows.

Каждому, кто хоть раз испытывал катарсис во время просмотра спектакля или фильма, прочтения книги ведомо непреодолимое желание выразить свою признательность автору, донести до него свое восхищение его талантом. На этом чистом человеческом чувстве и основывается дарительная функция денег. За микродаром или массовым патронатом будущее культуры. Хотя данная схема жизнеспособна везде, где есть разрыв между рыночной ценой товара и его воспринимаемой ценностью, а также там, где существенную роль играет индивидуальный вкус. Прин­цип не действует, лишь когда цена вещи совпадает с ее ценностью, — речь идет о несложных продуктах вроде ведер или соков. Конечно, большое значение имеет набор критической мас­сы приверженцев: любая норма поведения, как извест­но, формируется по законам сетевых благ — чем больше людей ее исповедует, тем она ценнее и устойчивее.

Я уверен, что не пройдет и десяти лет, как дарительные схемы станут если не массовым, то нормальным явлением. И если сейчас бизнес живет по принципу «кто кого», то в будущем эта формула изменится на «кто кому».