Прочие / Прочее

Корпоративный скандал преследует даже невиновных

Корпоративный скандал преследует даже невиновных

23 января 2015|Винц Молинаро

Несколько лет назад мы с командой готовили программу развития лидерства по заказу клиента, но, прежде чем мы запустили пилотный этап, компанию сотряс скандал на высшем уровне. Двое топ-менеджеров попались на мошенничестве с корпоративными финансами, пропали миллионы долларов. Скандал разрушил репутацию фирмы — недавно еще великой. Мошенники предстали перед судом.

Несколько месяцев назад мы все же запустили эту программу, и с первых же дней стало очевидно, что более всего мысли сотрудников занимает этот еще не остывший скандал. Им требовалась отдушина, чтобы выразить свое мнение о недавних событиях. Явственно ощущался глубоко затаенный гнев, и мы решили, что нужно дать ему волю.

Многие участники программы признались, что стали стыдиться своей работы. Другие вспоминали, как они раньше гордились своей компанией, а теперь внутри образовалась пустота. Еще одна группа руководителей возмущалась: незаслуженно пострадала репутация всего руководства. Они уже чувствовали перемену в отношении к ним клиентов и партнеров. Доверие было напрочь подорвано.

На этом опыте я лишний раз убедился, как сильно сказывается скандал на всем коллективе. Раньше я отмечал, что при очередном скандале СМИ в основном пишут и говорят о плохих руководителях, порой только о гендиректоре или же о том, как репутационный ущерб отразится на финансовой стороне дела. Так, обсуждая GM, чаще всего упоминают гендиректора Мэри Барру, дебаты о морали Uber сосредоточились на горстке топ-менеджеров, и в прошлом скандалы вокруг Enron и Lehman Brothers был связан преимущественно с именами немногих ключевых игроков.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Но на самом деле скандал затрагивает всю команду компании — и глубоко. Новые исследования показывают, что последствия его для рядовых сотрудников намного серьезнее, чем думали до сих пор.

Исследователи назвали это «эффектом морального облучения». В статье, опубликованной в журнале Social Psychological and Personality Science, Такуя Саваока и Бенуа Монини показали, что происходит, когда порядочные люди оказываются в неэтичной организации. В ряде исследований эти ученые доказали, что любой вид дурного поведения — будь то своекорыстная ложь, преувеличение собственных заслуг ради большего бонуса или же ложь в угоду своей организации — например, обман клиентов ради выгоды компании — навлекает подозрение и на коллег мошенника, даже если они не связаны с ним напрямую по работе.

image

image

Саваока и Монини обнаружили еще более сильный «эффект облучения», когда виновным оказывался руководитель. В таком случае к его подчиненным относились особенно подозрительно и не брали их на работу в другие организации — они были запятнаны деятельностью в разоблаченной компании.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

К сожалению, едва ли это исследование поспособствует коррективам в поведении тех руководителей, которые доводят дело до скандала. Это либо очень эгоистичные люди, которым наплевать на последствия своих действий, либо дураки, которые уверены, что уж они-то не попадутся, либо глубоко аморальные люди — они даже не понимают, почему нельзя себя так вести. Бессмысленно просить этих менеджеров задуматься о последствиях своих поступков для коллектива.

Но в большинстве скандалов обнаруживается вот какой аспект: вполне порядочные люди стоят и смотрят, не препятствуя аморальным сотрудникам воровать, обманывать, мошенничать и угрожать. Может быть, исследование повлияет на них, и они заговорят во весь голос, столкнувшись с неэтичным и тем более с преступным поведением?

Порой даже хорошие лидеры убеждают себя в том, что не обязаны доносить на коллегу. Но приведенное выше исследование ясно показывает, что вы пострадаете вместе с тем человеком, который непосредственно заварил эту невкусную кашу.

Лидеру мало личной порядочности. Вы должны быть уверены, что коллеги, работающие рядом с вами, столь же порядочны. И если правила морали сами по себе не кажутся вам достаточной мотивацией, то учтите, что их поведение скажется на вашей деловой репутации.

Читайте по теме:

https://hbr-russia.ru/other/other/p15194

2015-01-23T03:00:00.000+03:00

Tue, 22 May 2018 15:39:52 GMT

Корпоративный скандал преследует даже невиновных

Скандал затрагивает всю команду компании — и глубоко.

Прочие / Прочее

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/1dx2f9/original-1soz.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия