Прочие / Прочее

Что делать, если личная переписка попадает не в те руки

Что делать, если личная переписка попадает не в те руки

26 января 2015|Карен Диллон

Когда Алан услышал звук, сигнализирующий о получении нового электронного письма, то позитивный настрой сменился неприятным тревожным чувством. Сообщение было от компьютера его новой начальницы, сидящей за соседним столом. Это было стандартное техническое письмо о получении ранее отправленного сообщения.

Но вот незадача: он ведь ничего ей не отправлял. Алан начал гадать: «А что, если это письмо, которое я только что послал своему приятелю из соседнего отдела?» В этом сообщении он насмехался над тем, как его новая начальница раскритиковала тот бардак, что оставили его коллеги на офисной кухне. Но он был готов поклясться, что нажал кнопку «Переслать». Но выходит, вместо этого Алан перепутал кнопки и нажал «Ответить», тем самым послав неприятное сообщение своей начальнице. Так можно шутить только среди своих приятелей, и эта шутка могла выставить его не в лучшем свете перед всем руководством.

Увидев, что босса нет на месте, он в панике ринулся к ее клавиатуре в надежде влезть в ее компьютер и удалить злополучное письмо. Но компьютер был заблокирован. В отчаянии он перепрыгнул пару лестничных пролетов на пути к ИТ-отделу аккурат мимо начальницы, которая как раз в это время поднималась вверх к своему рабочему месту. Каким-то чудесным образом ему удалось добиться сочувствия у ИТ-специалиста, он залез в ее почтовый ящик и удалил обидное сообщение. «После того как я совершил эту ужасную ошибку, — отмечает Алан, — лучший совет, который в данном случае можно дать, — дружите с ребятами из ИТ-отдела». Впрочем, даже сегодня он не уверен на 100%, что успел удалить письмо до того, как она зашла в свою почту. Как ни крути, это было бы наихудшим вариантом, ведь прочти она это письмо, его жизнь превратилась бы в сплошное ожидание возмездия и Алан не смог бы выйти сухим из воды, поэтому лучше бы ей не видеть это злополучное письмо.

Для большинства из нас исправление подобной оплошности попросту невозможно. И совсем недавно корпорация Sony и многие представители голливудской элиты пришли к такому же выводу, пытаясь скрыть поток компрометирующих электронных писем, обнаружившихся в декабре прошлого года (для Sony это было, пожалуй, не так страшно, как для вовлеченных в эту историю кинозвезд).

С подобной проблемой сталкивались многие из нас, было ли это случайное нажатие кнопки «Ответить» вместо «Переслать», или отправка какого-нибудь электронного письма без ознакомления с его содержанием или же сомнения о включении или исключении кого-либо из групповой переписки. Мой бывший горячо любимый босс случайно рассказал всем о моей беременности еще до того, как я сама успела поделиться этой новостью с коллективом: он случайно переслал нашу электронную переписку, начинавшуюся с моей фразы о том, что меня не будет в офисе по причине визита к доктору. Мгновенные сообщения, давным-давно отправленные Марком Цукербергом, в которых он насмехался над первыми пользователями Facebook, доверившими ему свои данные, вскрылись в 2010 году. Все эксперты, с которыми я консультировался при написании этой статьи, предлагали мне свои примеры оплошностей в качестве иллюстрации.

«Неважно, как часто нам напоминают, что электронные сообщения еще долго хранятся после отправления и то, что они вовсе не так уж защищены, как мы привыкли думать. Многие из нас удивительно небрежны при общении по электронной почте, по SMS, в чате или в социальных сетях», — говорит Моник Валькур, профессор менеджмента в Школе бизнеса EDHEC.

Что же делать, если роковую ошибку вы уже допустили? Есть только один способ решить эту проблему. Расскажите о ней. «Подойдите к коллеге, которого вы задели, и поговорите с ним напрямую», — советует Джинн Бретт, профессор Школы менеджмента Келлога. А как извиняться, если ты вел себя, как идиот?

«Я сожалею о том, что сделал, и еще больше о том, что ранил/смутил/унизил тебя или проявил к тебе неуважение», — рекомендует Бретт. «Я говорил/писал, не задумываясь, и если бы я мог взять свои слова обратно, я бы так и сделал. Но все, что я могу, — это попросить прощения у тебя».

«Последнее предложение имеет особое значение, поскольку исход игры зависит теперь от другого человека и его прощения. Впрочем, такой подход действенен, если это касается только лишь обидной или неподобающей переписки, и он, увы, практически не работает в случае с сообщениями, содержащими клевету или нарушения корпоративной политики компании», — подчеркивает она.

Юристы нередко рекомендуют людям не приносить извинения в указанных выше случаях, особенно если есть риск судебного разбирательства. Но даже несмотря на это, принесенное искреннее извинение может положительно повлиять на исход дела. Исследования показывают, что у врача есть большие шансы не доводить дело до судебного разбирательства в случае врачебной ошибки, если он принесет свои искренние извинения, взяв на себя ответственность за свои ошибки.

«В любом случае, принося свои извинения, постарайтесь избежать обезличенных фраз вроде “ошибка была совершена” или “прошу меня извинить, если чем-то обидел вас” и просто будьте искренни», — советует Валькур. Приносите извинения лично или по телефону, а также имейте в виду, что электронное письмо читает адресат со свойственным ему воображением. Поэтому постарайтесь снова не повторить ту же ошибку и сделать так, чтобы вас поняли правильно.

«Среди политиков бытует мнение, что есть всего три сценария развития событий, если ваши отношения зашли в тупик, — говорит Дори Кларк. — Первый сценарий — вы не делали этого. Второй — вы сделали это, и ваш поступок был оправдан. И третий — вы это сделали и приносите свои извинения». В случае утечки информации или неверно отправленного сообщения, первые два варианта явно не подходят. Например, для Эми Паскаль было глупо шутить на тему «На какого чернокожего актера похож Барак Обама?».

Как бы отвратительно вы ни чувствовали себя, принося свои извинения, признайтесь себе, что вы могли причинить реальный вред человеку и извинений может оказаться попросту недостаточно. «Придется предпринять дополнительные усилия и показать, что вы переживаете о случившемся и вам не до шуток», — считает Кларк (например, если Паскаль сможет удержаться на своем посту в Sony, ей придется пересмотреть свою политику в области найма сотрудников).

«И, конечно, постарайтесь впредь избегать подобной ошибки», — резюмирует Кларк. Если уж вам удалось избежать расплаты, не совершайте эту ошибку во второй раз.

https://hbr-russia.ru/other/other/p15202

2015-01-26T03:00:00.000+03:00

Wed, 11 Apr 2018 18:46:38 GMT

Что делать, если личная переписка попадает не в те руки

Как бы отвратительно вы ни чувствовали себя, принося свои извинения, признайтесь себе, что вы могли причинить реальный вред человеку и извинений может оказаться попросту недостаточно.

Прочие / Прочее

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/1dwv0b/original-1soq.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия