Прочие / Прочее

Как конкурировать со всем миром

Как конкурировать со всем миром

29 июля 2016|Дмитрий Изместьев

«Мы всегда думали, что конкурируем с Four Seasons, а после появления Airbnb оказалось, что со всем миром….» — заявил недавно директор по маркетингу популярной сети отелей. Как возникла такая невиданная конкуренция? И как с ней бороться? Над этими вопросами сегодня ломают головы советы директоров крупнейших компаний. Хотя это не только их головная боль. Новые бизнес-модели приходят на смену традиционным не только в крупном бизнесе. Отсидеться в сторонке не удастся никому.

Суть «синдрома Uber» буквально одной фразой описал Джуди Лемке, IT-директор компании Schneider: «Конкурент с совершенно иной бизнес-моделью вторгается в вашу отрасль и раздавливает вас». Как известно, в Uber благодаря несложному приложению каждый человек может работать таксистом, а система рейтингов по отзывам клиентов сортирует водителей на «хороших» и «плохих».

Поняв все преимущества и простоту этой схемы, сегодня ее пытаются приложить к любой сфере бизнеса. Наша страна — не исключение. За последние пару лет появилось несколько сервисов по уборке квартир — самый известный на сегодняшний день Qlean. Есть интересный сервис маникюра на дому Shelly. И даже — по уходу за могилами «Открытое кладбище».

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

А в это время в далекой Америке уже работает Amazon Home Serviсe — связывающий потребителей и провайдеров услуг с помощью Uber-модели. Подписчики сервиса набирают пакет необходимых регулярных или разовых домашних услуг, выбирают время, затем по графику к ним приходят специалисты и выполняют заказанную работу — убирают квартиру, стригут газон, выгуливают собаку, дают уроки музыки. Сейчас доступно около 100 видов услуг, постепенно их перечень будет расширяться. Подрядчики конкурируют между собой за каждый заказ, как на бирже фрилансеров. При этом сервис не только предлагает набор услуг как таковых, но и «уберизирует уберизаторов»: вы можете выбрать, с каким из них лучше сотрудничать. В России развивается аналог AHS—YouDo.

Вашему бизнесу Uber-модель не грозит? Возможно. Но главная особенность современного этапа развития IT состоит в том, что каждый день появляются новые, низкозатратные и одновремено суперэффективные бизнес-модели. Сегодня уже большинство руководителей во всем мире уверены (об этом свидетельствуют сразу несколько опросов бизнес-лидеров), что информационные технологии приведут к новым схемам ведения бизнеса.

Но как именно они повлияют на каждую конкретную отрасль — единого мнения нет. Например, больше половины руководителей считают, что огромное влияние может оказать, казалось бы, такой незначительный фактор, как возможность иметь рабочее место в «любом месте» или не иметь его вовсе. Возможность вести бизнес в виртуальной среде без дорогостоящих офисов и привязанных к ним сотрудников — это еще одна уже хорошо зарекомендовавшая себя бизнес-модель.

Если раньше так работали в основном сами IT-компании, особенно те, где большинство сотрудников — программисты, тестировщики, технические писатели, то с развитием доступа в интернет такая бизнес-модель начала проникать и в другие отрасли. Самый известный пример на нашем рынке «Тинькофф Банк», у которого нет ни одного отделения.

Обслуживание клиентов ведется через сайт, электронную почту, телефон и социальные сети. В основном бэк-офисе банка работает порядка 950 человек, еще около 5000 человек трудится в «домашнем call-центре», то есть у себя дома. При этом число клиентов, по данным самого банка, более 2 млн человек.

До сих пор речь шла о сфере разного рода услуг, но это не значит, что другие бизнесы не подвержены цифровой трансформации. В сфере торговли и логистики на сегодняшний день существуют несколько успешных бизнес-моделей нового поколения — условно их можно назвать модель от Amazon и модель от Alibaba.

Казалось бы, в чем разница? Возможность купить товар на сайте предоставляет сейчас практически любой магазин. Но Amazon и Alibaba — это не магазины, а торговые площадки, работающие по принципиально разным схемам.

Amazon продает товары других производителей с минимальной наценкой, а порой даже со скидкой по сравнению с другими торговыми площадками. Главное преимущество этого сервиса — большой выбор товаров от проверенных поставщиков и идеально выстроенная посредством IT-инструментов логистика.

Читайте материал по теме: Почему Amazon регулярно пересматривает свою бизнес-модель

Используя массивы данных о своих клиентах, Amazon умеет настолько точно прогнозировать покупательский спрос, что товар доставляется на склад, находящийся рядом с клиентом, еще до того, как он сделал заказ. Таким образом, после обработки поступившего заказа на доставку уходит минимум сил и средств.

В основе бизнес-модели Alibaba лежит сосвсем другой принцип. Alibaba предоставляет свои интернет-площадки для встречи покупателей и продавцов со всего мира. При этом комиссия за проведение сделок не берется, главный источник дохода — платные рейтинги продавцов во внутренней поисковой системе. Логистика в этой схеме тоже совсем другая — все товары доставляются почтой. Отвественность за сохранность доставки и гарантию платежа Alibaba при этом берет на себя.

Схема оказалась настолько эффективной, что «волшебнику Алибабе» удалось наладить работу даже с «Почтой России». В прошлом году она доставила 130 млн международных отправлений. 80% международных посылок — из стран Юго-Восточной Азии. Вдохновившись этими показателями, на самом верху заговорили о создании российского аналога китайского интернет-ритейлера на базе онлайн-платформы «Почты России». Масло в огонь дискусии вокруг перспектив этого проекта подлил миллиардер Алишер Усманов, оценив в интервью телеканалу CNBC доходность своих инвестиций от онлайн-ритейлера Alibaba более чем в 500 процентов!

Тиражирование этих схем — только начало масштабной цифровой трансформации бизнеса, рядом с ними не сегодня завтра появятся другие, возможно, еще более рентабельные. Предугадать, что это будут за бизнес-модели и как они повлияют на традиционные бизнес-схемы невозможно.

Гораздо более перспективно попытаться объединить собственное знание бизнеса и потребностей клиента с компетенциями профессионалов в области IT. Думаю, только в этом случае ваша компания может рассчитывать на светлое будущее.

Кстати, знаете, под каким девизом работает Amazon Home Services? «Специально отобранные профессионалы. Честные цены. Счастье гарантировано». Всем?

https://hbr-russia.ru/other/other/p18006

2016-07-29T03:00:00.000+03:00

Tue, 22 May 2018 16:07:37 GMT

Как конкурировать со всем миром

Новые бизнес-модели приходят на смену традиционным не только в крупном бизнесе. Отсидеться в сторонке не удастся никому.

Прочие / Прочее

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/1bxbqw/original-1q40.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия