Как справиться с перегрузками | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как справиться
с перегрузками

Как справиться с перегрузками

читайте также

Смешанные чувства: почему не стоит культивировать в организации только позитивный настрой

Брианна Баркер Каза,  Кейт Уолш,  Ротман Наоми,  Шимул Мелвани

Коровы против собак и другие идеи на все времена

Ованс Андреа

Пора увольнять

Рон Каруччи

Уроки хорошей истории

Андрей Скворцов

Вечное перенапряжение на работе и общий ритм современной жизни рождают новый недуг: комплекс дефицита внимания (КДВ). Его причина — постоянное переутомление мозга, а симптомы знакомы очень и очень многим. Нам все сложнее сосредоточиться и расставить приоритеты в делах, мы становимся раздражительными, нервозными и неорганизованными. Все это может подпортить карьеру даже самым талантливым руководителям. Психиатр Эдуард Хэллоуэлл, который много лет изучал расстройства, связанные с перегрузкой мозга, так описывает их появление: «Сознание пытается угнаться за событиями, не поспевает за ними, и нас поражает КДВ».

Прежде всего, чрезмерная нагрузка ложится на лобные доли нашего мозга, которые отвечают за принятие решений, планирование, определение основных и второстепенных задач. Под ними расположены центры, ведающие механизмами выживания: они отвечают за такие состояния, как сон или голод, а также за основные эмоциональные реакции, положительные и отрицательные. Пока лобные доли справляются с работой, все идет хорошо, и глубинные доли мозга только помогают работе «оперативной памяти». Но когда нам нужно быстро принять пять важных решений, при этом нас поминутно отвлекают, да к тому же не дает покоя мысль о трех сорвавшихся за день сделках, а компьютер то и дело выдает дурацкие сообщения, мозг начинает паниковать. Тогда его глубинные отделы берут управление на себя, пытаясь немедленно устранить угрозу. Они начинают обрабатывать тревожные сигналы «сверху» и посылать обратно импульсы страха, беспокойства, ярости и так далее. Сигналы такого рода связаны с угрозой жизни, мы неспособны их игнорировать, и в результате все больше сил тратим на борьбу с паникой и все меньше — на решение рабочих задач. Страх — главный враг работоспособности. Когда мы боимся не успеть, не справиться, мучимся чувством вины за просроченную работу, мозг переключается в режим выживания, в котором невозможны ни глубокое осмысление информации, ни обучение.

Как же справиться с комплексом дефицита внимания? К счастью, при таком расстройстве не требуется вмешательство врача, кроме совсем уж запущенных случаев. Здесь главное — творчески подойти к организации рабочей среды и уделить внимание собственному эмоциональному и физическому здоровью. Вот несколько полезных советов:

Дайте дорогу положительным эмоциям. Самое действенное средство от перегрузок — создать условия, в которых ваш мозг работает максимально продуктивно. Спокойная обстановка, доверие в коллективе, теплые взаимоотношения поддерживают деятельность мозга на «химическом» уровне.

Заботьтесь о физическом здоровье своего мозга. Нормальный сон, полноценное питание и регулярные физические упражнения — тривиальные, но самые действенные средства для борьбы с КДВ. Избегайте простых, сладких углеводов, не злоупотребляйте алкоголем. В рационе должно быть много белков и сложных углеводов (они есть в овощах, злаках и фруктах), кроме того, полезно принимать поливитамины.

Перестройте работу. Разбивайте масштабные проекты на несколько мелких этапов, более удобно и рационально организуйте рабочее пространство, постарайтесь сделать свое рабочее место уютным. Каждый день выделяйте «время на обдумывание», свободное от встреч, телефонных разговоров и переписки. Не проверяйте электронную почту, пока не выполните одну важную задачу (лучше две). Не накапливайте приходящие документы, а сразу пускайте в дело, сложите в архив или выбрасывайте. Прежде чем уйти домой, составьте список основных дел на завтра. Определите, в какие часы вам лучше всего работается, и уделяйте это время самым важным задачам. Наконец, делайте то, что помогает вам сосредоточиться: слушайте музыку, ходите, а еще попросите кого-нибудь из коллег или подчиненных регулярно напоминать вам о необходимости ненадолго отвлекаться от работы и не засиживаться допоздна.

Когда захлестывают дела, сбавьте темп, переключитесь на более легкую или рутинную работу. Не забывайте о пользе движения, например, встаньте и пройдитесь по коридору. Но главное — не варитесь в своих проблемах в одиночку. Не бойтесь просить о помощи коллег, передавать дела подчиненным или устраивать мозговые штурмы, чтобы быстрее найти нужное решение.