Агрессивная подача идеи не работает для стартапа | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Агрессивная подача идеи не работает
для стартапа

Умение продать свою идею считается фундаментальным навыком предпринимателя.

Автор: Дерек Лидоу

Агрессивная подача идеи не работает для стартапа

читайте также

«Нам уже неинтересно просто так заниматься бизнесом»

Андрей Лапшин,  Марина Иванющенкова

Куда идти?

Елена Евграфова

Как победить страхи, которые блокируют ваши лучшие идеи

Келли Дэвид,  Том

ИТ: легче на поворотах

Аптон Дэвид,  Стаатс Брэдли

Как убедить инвестора вложиться в ваш стартап? Нужно разрекламировать свою идею. Навыки продвижения считаются важнейшими для начинающего предпринимателя, их преподают, оценивают, награждают на любых курсах. Беда в том, что это самое продвижение, «подача» — напрасная трата времени, и те, кто преподносит эти навыки как главные для стартапера, вводят начинающих бизнесменов в заблуждение и устанавливают ложные приоритеты.

Умение продать свою идею считается фундаментальным навыком предпринимателя по двум причинам. Во-первых, тем самым будущего бизнесмена учат составлять краткое и точное описание своей идеи и объяснять, почему она сулит успех.

Предполагается, что люди, способные организовать и подать свои идеи точно и убедительно, лучше других разбираются в потенциале своего бизнеса, а также сумеют отобрать лучших специалистов в свою команду. Вторая причина любви к подобным рекламным речам — инвесторы, преподаватели или жюри могут быстро оценить большое количество предложений. И здесь подразумевается, что выслушивание подобных идей — лучший способ оценить много предложений за короткое время.

Читайте материал по теме: Два типа людей, с которыми никогда не стоит вести переговоры

Но нет доказательств того, что лучшие саморекламщики чаще добиваются успеха на деле, чем другие предприниматели с аналогичными идеями, мотивациями, склонностями и навыками. Выслушав сотни подач и обсудив их с инвесторами, менторами и исследователями, могу только прийти к выводу, что они лучше всего удаются экстравертам и тем, кто не против попрактиковаться. Я не располагаю данными, увязывающими такие качества с предпринимательским успехом, но даже если от них и есть польза, подобная агрессивная подача — не лучший способ протестировать их.

По второму пункту можно было бы возразить, что продвижение служит скорее для оценки идеи, чем для оценки будущего предпринимателя, и что для тестирования идеи подобная рекламная подача — самый удобный способ. Но и в этом аргументе есть изъяны. Хорошие бизнесмены и инвесторы прекрасно знают, что самая лучшая идея провалится без опытного предпринимателя. И более того: агрессивная подача — далеко не лучший способ оценить идею. Проекты стартапов гораздо лучше изучать в письменном виде, без эмоций «представления вживую».

Если мы хотим способствовать появлению успешных предпринимателей, то нужно понимать, что нам требуется быстрый и эффективный тест для оценки всех факторов бизнес-успеха: личности стартапера, его идеи и его команда. Существуют лучшие способы оценить эти три параметра за то же время, которое занимает стандартная агрессивная подача. Вот процесс, который может просто и эффективно ее заменить и позволит оценить потенциального предпринимателя и его идеи:

Читайте материал по теме: Самый простой способ установить доверие

Предложите стартаперам заранее выслать резюме — максимум 400 слов — с описанием идеи и команды и с пояснением, почему они рассчитывают на экономический и социальный успех.

Жюри или потенциальные инвесторы читают эти резюме заранее и продумывают три гипотетические ситуации, которые могут произойти при развитии и коммерциализации идеи. Каждый предприниматель вместе с командой получает 15 минут на поиск решений, реакций или дальнейших шагов, в зависимости от гипотетической ситуации, и пять минут на ответ.

Таким образом¸ не тратя лишнего времени, можно оценить способности предпринимателя, его идею, состав команды — все три ключевых фактора успеха. Некоторые венчурные капиталисты прибегают именно к такому методу с той разницей, что не дают времени на обдумывание гипотетической ситуации, а перебивают собеседника, едва тот начинает рекламную подачу, и спрашивают, как он поступит в такой-то ситуации. Они проверяют способность стартапера думать на ходу. Но при таком сценарии остается без учета вклад интровертов в команду. И в целом умение быстро соображать и хорошо излагать идеи в стрессовой ситуации свойственно личностям-экстравертам, но не обязательно эффективным лидерам.

Оценивать идеи стартапов по рекламной подаче — пустая трата времени. Подача свидетельствует о наличии тех качеств, которые не так важны для успеха, и не позволяет проверить, как обстоит дело с теми навыками, без которых не обойтись. Она также не позволяет оценить идею с точки зрения окупаемости нового предприятия. Короче — нет удачи от подачи.

Читайте по теме: