3 способа, которыми бизнес помогает устранению социального неравенства | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3 способа, которыми бизнес помогает устранению
социального неравенства

В прошлом году Всемирный банк добавил к первоначальной своей миссии — борьба с бедностью — еще одну цель: сделать благосостояние общедоступным.

Автор: Виджей Говиндараджан

3 способа, которыми бизнес помогает устранению социального неравенства

читайте также

Пороки маркетинга

Клейтон Кристенсен,  Скотт Кук,  Тэдди Холл

Как избавиться от «вечной занятости»

Франческа Джино

COVID-19 и развивающиеся рынки: что нужно знать инвестору

Грант Харрис

Не летайте по полям

Кастури Ранган ,  Хирш Иван

В прошлом году Всемирный банк добавил к первоначальной своей миссии — борьба с бедностью — еще одну цель: сделать благосостояние общедоступным. Это изменение отражает современное состояние мира: доля населения Земли, находящаяся в крайней бедности (зарабатывающая менее $1,25 в день) сократилась с 36% в 1990 до 12%, однако еще более выраженным стало неравенство в распределении доходов. Согласно отчету, опубликованному в недавно Oxfam International, в руках восьмидесяти богатейших людей мира сосредоточено столько же богатств, сколько у беднейших 3,5 миллиарда! Президент Всемирного банка Джим Ким назвал эту ситуацию «пятном на нашей общей совести», пояснив, что расширение доступа к благосостоянию станет лучшим способом борьбы с социальным неравенством. И мы от всей души поддерживаем этот подход и верим, что в его осуществлении большую роль сыграет бизнес.

В отличие от задачи по борьбе с бедностью, доступ к благосостоянию не может быть обеспечен государственными раздачами и даже самыми лучшими инициативами НКО. Государственные субсидии недопустимы, а инициативы НКО невозможно до такой степени масштабировать, поэтому существенным участником процесса становится бизнес. Но предприниматели охотнее подключатся к решению этой задачи, если увидят в служении человечеству помимо альтруизма еще и доходную статью для себя.

Есть три способа, которыми инновационный гений бизнеса мог бы способствовать распространению благосостояния: поставлять качественный продукт по общедоступной цене, чтобы покупательная способность населения увеличилась и возрос уровень жизни; создавать новые вакансии с достаточным заработком, что опять-таки увеличит доходы населения; и обеспечить доступ к услугам, которые в будущем расширят возможности для заработка.

Приведем в качестве примера Safaricom, крупнейшего кенийского провайдера мобильной связи. Вместе с Vodafone эта компания создала популярный мобильный банковский продукт M-Pesa. Как и во многих других развивающихся странах, в Кении телефон и банк считались уделом богатых людей, но с появлением мобильной связи и онлайн-банкинга инновационная мысль объединила их и предложила данные услуги самым бедным кенийцам по сверхнизким ценам. До M-Pesa большинство кенийцев считались «некредитоспособными» и деньги в другой город передавали с водителями автобуса либо такси. Это медленный, ненадежный, неудобный и дорогостоящий способ передачи денег. Сегодня мобильные телефоны предоставили бедным не только радость постоянного общения, но и средство повысить уровень жизни. Согласно одному исследованию, благодаря аналогичной услуге доходы фермеров в Уганде возросли на 36%.

Читайте материал по теме: Как заработать на благотворительности

Бизнес может помочь бедным, завербовав одних бедняков помогать другим. Вдохновляющий пример — сеть индийских клиник Aravind Eye Care Hospital. Две трети ее штата составляют деревенские девушки, которые после окончания школы проходят двухлетнюю практику и осваивают многие навыки, в том числе и ассистента хирурга. В итоге снятие катаракты здесь обходится в $100 (в США за эту операцию нужно заплатить свыше $3500). Так больница обеспечила работой тысячи местных женщин, а трем миллионам бедняков возвратила зрение, а с ним достоинство и радость жизни. Поскольку девушки родом из тех же деревень, что и пациенты, они больше сочувствуют им и лучше о них заботятся, чем городские медсестры. Стратегия выигрышная для всех, в том числе для больничной сети, которая финансирует свой стремительный рост исключительно за счет внутренних ресурсов.

И наконец, компании могут поспособствовать социальной мобильности, помочь выходцам из беднейших слоев подняться на несколько ступенек выше. Здесь велика роль образования. Именно этим занимается Kroton Educacional в Бразилии — в стране, где лишь 57% детей оканчивают школу и лишь 14% поступают в колледж или университет. Компания начала с инновационной программы 12-летнего обучения для одной провинции, а в итоге стала национальным лидером в сфере интернет-образования. В прошлом году произошло слияние с еще одной коммерческой организацией и возникла крупнейшая в мире компания интернет-обучения с 1,2 миллиона студентов и капитализацией в $11 миллиардов. Kroton сочетает различные технологии: интернет-курсы, трансляцию лекций известных преподавателей по спутниковым каналам — для обучения бразильцев, проживающих в наиболее труднодоступных районах, в том числе в джунглях Амазонки. Расценки низкие, качество гарантировано, доступ обеспечен повсюду, и с таким дипломом гораздо больше шансов устроиться на нормальную работу. У выпускников Kroton доходы вырастают многократно — гораздо заметнее, чем разница между оплатой квалифицированного и неквалифицированного труда в любой из стран ОЭСР.

Читайте материал по теме: Создавайте общественные блага, и вы не проиграете

К сожалению, пока еще мало кто берет пример с этих организаций, а ведь их формула успеха очевидна. Чтобы применять инновации на пользу развивающемуся миру, бизнес должен глубоко вникнуть в проблемы своих клиентов и потом уж предлагать решения. Нужно локализовать исследования, производство, цепочку поставок и маркетинг в той стране, где продается сама продукция, и не отступать от основной цели: предоставлять высококачественный товар по сверхдоступной цене. Не стоит делать вид, будто это легко, но цель — устранение неравенства доходов — слишком важна и для общества, и для бизнеса, чтобы от нее уклониться.

Материал подготовлен при участии Рави Рамамурти, заслуженного профессора международного бизнеса и стратегии в D’Amore-McKim. Директор Центра развивающихся рынков Северо-Восточного университета.

Читайте по теме: