Почему неприятности случаются в конце трудной работы | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему неприятности случаются в конце
трудной работы

Чем дольше и чем успешнее человек занимается каким-либо делом, тем труднее ему помнить о сопряженных с ним рисках.

Автор: Нил Суиди

Почему неприятности случаются в конце трудной работы

читайте также

Внимание к деталям. Беседа с Юлией Бевзенко

Анна Натитник

Игра всей жизни, или карьера после 45

Тери Линдеберг

Производственные принципы Toyota применимы и к отношениям

Эд Батиста

Только спокойствие: как справиться со стрессом во время собеседования

Анна Раньери

Этой зимой на северо-востоке США перепуганные домовладельцы повытаскивали из гаражей стремянки и полезли на крыши сбивать снег и лед. Многие из них при этом откровенно искушали судьбу.

Больницы большинства штатов в этом регионе были переполнены пациентами с переломами ребер и позвоночника: чего еще и ожидать при падении с лестницы или крыши? И хотя статистические данные пока не обработаны, готов держать пари, что основная часть увечий приходится не на начало самодеятельной работы, а на ее конец.

Это происходит каждую осень, когда домовладельцы лезут на крышу сгребать листья со своих домов. Каждый год почти 200 тыс. человек получают травмы и 300 человек погибают, падая с лестницы. Самая распространенная причина падения — попытка дотянуться чересчур далеко.

Исследования показали, что к работе все приступают осторожно: добросовестно спускаются со стремянки и передвигают ее чуть ли не через каждые полметра, а не рискуют, пытаясь вытянуться подальше. Неприятности приключаются под конец работы. Почему? Возможно, человек устал или торопится посмотреть футбольный матч. И вот он тянется сверх сил, чтобы сбросить еще вон ту охапку листьев и сэкономить лишнюю минутку. Или же он возомнил, будто набил руку, и самоуверенность его в итоге подводит.

В любом деле — от хлопот по дому до инфраструктурных мегапроектов — неприятности, увечья и смерти происходят ближе к концу работ, когда зашкаливает самоуверенность и невтерпеж поскорее все закончить. Этот феномен имеет специальное название: «нормализация». Человек склонен снижать стандарты ради ускорения.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Чем дольше и чем успешнее человек занимается каким-либо делом, тем труднее ему помнить о сопряженных с ним рисках. Самый очевидный пример — написание SMS за рулем. Почти все мы хоть раз поддавались этой дурной привычке. И если нам это сошло с рук, мы убеждаем себя, будто мы просто ловчее всех прочих и можем и руль крутить, и печатать. Но это не так. Это всего лишь соблазны нормализации.

Пока я не занялся сбором материалов для книги «Trapped Under the Sea» — подлинной истории коммерческих дайверов, посланных на невыполнимую миссию (очищать Бостонскую гавань), я думал, что самый опасный день работы — первый. Ведь пока люди привыкнут к новой ситуации, новым сотрудникам, оборудованию, им, наверное, труднее всего. Однако, изучив данные по безопасности производства, я убедился, что бояться нужно не первого дня, а последнего.

В 1980-е годы Бостонская гавань была самой грязной в Америке. Ныне это самый чистый из городских портов. Пожалуй, это наиболее замечательное экологическое преображение за многие годы истории США. Но обошлось оно дорого: растянулось на десять с лишним лет и стоило 4 миллиарда долларов и пять человеческих жизней. Все жертвы пришлись отнюдь не на первоначальный период работы. Четверо из пяти погибли под самый их конец.

В книге я сосредоточился на судьбе небольшой команды промышленных ныряльщиков, снаряженной в дальний конец тоннеля — самый длинный в мире тоннель, протяженностью свыше 17 км, пробитый в материковой породе на глубине ста с лишним метров под водой и заканчивающийся тупиком. Этот туннель, идущий от Оленьего острова, стал основным очистным сооружением, построенным в рамках проекта. Ежедневно миллиард галлонов канализационной воды протекает по нему в океан исключительно под действием силы тяжести.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Но пока его строили, приходилось прокладывать в тоннеле электрические провода, рельсы и обустраивать вентиляцию, иначе строители не могли бы там находиться.

Под самый конец этого этапа работы лучшие умы, контролировавшие строительство, вступили в ожесточенный спор из-за перерасходов, и сработал опасный принцип корпоративной экономии. Руководство додумалсь убрать провода, рельсы и вентиляционную систему жизнеобеспечения, однако в конце тоннеля еще требовалось снять 55 затычек. И ради этого в конец черного, как ночь, лишенного кислорода тоннеля отправили команду дайверов.

Пять дайверов. Живыми вернулись трое. И тем до смерти оставалось не более 30 секунд.

Как могли руководители проекта, на протяжении десяти лет подтверждавшие свое благоразумие и опыт, под занавес принять столь катастрофическое решение и загубить человеческие жизни?

Они пали жертвой того же соблазна, что и домовладельцы, которые, не переставляя лестницу, норовили смахнуть еще одну охапку листьев — нормализация ударила им в голову. Сроки торопят, самоуверенность достигла пика — и способность оценивать риски помрачается.

Читайте по теме: