Дорогой босс, ваша команда отправляет вас в отпуск | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дорогой босс, ваша команда отправляет вас
в отпуск

Отпуск — не только благодеяние для нашего ума; также он способствует повышению удовлетворенности жизнью.

Автор: Рон Фридман

Дорогой босс, ваша команда отправляет вас в отпуск

читайте также

Как инноватору реагировать на «дружественный огонь»

Лен Шлезингер,  Чарли Кифир

Tesla под вопросом

Ларри Даунс,  Пол Нуньес

Бюрократия должна быть устранена

Гэри Хэмел

Эмоции как ориентир для бизнеса

Колко Джон

За последнее десятилетее поразительное количество исследований демонстрирует, что при длительной работе без отдыха результаты труда резко ухудшаются. Известно, что усталые сотрудники склонны к резким сменам настроения, импульсивным решениям и проблемам с концентрацией. У них гораздо больше шансов наброситься на коллегу из-за надуманной обиды или не отнестись к нему с должным участием. Еще хуже то, что измотанные специалисты склонны к негативизму, а негативизм — вещь крайне заразная.

И в то же время в этом году в среднестатистической американской компании четыре из десяти сотрудников (включая руководителей) так и не используют свои отпускные дни.

Есть все основания полагать, что в тех случаях, когда жертвой умственного и физического истощения становится управленец, издержки неизбежно растут по экспоненте. Дело не только в том, что настроение и решения высшего по должности отражаются на большем количестве людей. Не менее важно то, что, когда руководитель решает не брать отпуск, это влечет за собой эффект домино и делает такое поведение культурной нормой всей компании.

В своей новой книге о научном подходе к созданию хороших рабочих мест я объясняю, что организационная культура имеет мало общего с миссией или видением фирмы. Она определяется поведением тех, кто стоит у руля. Homo sapiens в процессе эволюции приспособился копировать окружающих, особенно тех, чей статус выше. Члены коллектива, занимающие более низкое положение, часто повторяют поведение лидеров, поскольку это помогает группе сплотиться вокруг своих более влиятельных членов. Хорошие руководители знают, что, будучи лидерами, они своими действиями влияют на поведение окружающих.

Читайте материал по теме: Нужен ли руководителю отпуск?

Когда менеджеры жертвуют своим отпуском, это не только прямой путь к выгоранию, но и способ молчаливого давления на каждого члена коллектива. А пренебрежение потребностью нашего организма в отдыхе — это не просто неразумная долгосрочная стратегия. У подобного поведения есть серьезные альтернативные издержки.

В настоящий момент мы располагаем убедительными доказательствами того, что тонизирующий опыт, который мы переживаем во время отпуска, ведет к улучшению внимания, повышению ясности ума и появлению свежих мыслей. Возьмем скорость реакции – простой показатель, измеряющий то, насколько быстро мы схватываем новую информацию. Исследование, проведенное NASA, установило, что достаточно всего нескольких дней отдыха, чтобы скорость реакции подскочила на целых 80%!

При изучении креативности обнаружилось, что время, проведенное на природе, и путешествия в другие страны (два вида деятельности, которые многие люди выбирают для своего отпуска) — одни из самых эффективных способов взглянуть на мир по-новому и найти творческое решение проблем. Проще говоря, у вас гораздо больше шансов породить прорывную идею, прогуливаясь по пляжу на острове Сен-Мартен, чем сидя за компьютером между офисных перегородок.

Отпуск — не только благодеяние для нашего ума; также он способствует повышению удовлетворенности жизнью. Всего год назад Gallup выпустила сенсационное исследование, показывающее, что уровень благополучия больше зависит от частоты отпуска, нежели от заработка. По данным Gallup, человек, зарабатывающий $24000 в год и регулярно берущий отпуск, в целом более счастлив, чем тот, кто зарабатывает в пять раз больше, но отдыхает редко.

Читайте материал по теме: Как излечиться от синдрома хронической занятости

А это повышенное благополучие влияет не только на настроение. Оно оказывает влияние на ощущение людей от своей работы. Согласно опросу компании Nielsen, более 70% людей, регулярно берущих отпуск, удовлетворены своей работой. А каков же показатель у тех, у кого каникул не бывает? Среди них удовлетворены работой жалкие 46%, то есть меньше половины.

Почему же отпуск оказывает на нас такое сильное действие? Частично потому, что он позволяет нам освободиться от рабочего стресса и пополнить запасы умственной и физической энергии. Но психологи убеждены, что восстановление — это еще не все. Каникулы дают нам возможность заняться собственными проектами и уделить нераздельное внимание любимым и друзьям. Они также позволяют развить навыки, связанные с нашими увлечениями. Другими словами, хороший отпуск предоставляет нам то, чего мы отчаянно ищем на работе, — подзаряжающий опыт, удовлетворяющий наши базовые психологические нужды.

Итак, если у каникул столько преимуществ, наверное, пришло время задуматься над тем, чтобы относиться к неиспользованным дням отпуска как к ценному показателю. Он свидетельствует о том, что в организации нездоровая рабочая культура и неправильное управление «энергетическими потоками».

Итак, как же нам победить этот тренд? Как сделать так, чтобы больше людей не боялось брать отпуск – ведь совершенно очевидно, что компании от этого только выигрывают? Побуждать руководителей к тому, чтобы они подавали правильный пример, а также повышать осведомленность сотрудников о преимуществах регулярного отпуска — хорошее начало. Однако, скорее всего, этого недостаточно — по крайней мере в ситуации, когда недавние экономические неурядицы убедили многих специалистов в том, что лучше не подавать начальству повода сомневаться в своей незаменимости, даже если речь идет о нескольких днях.

Читайте материал по теме: Как не испортить себе отпуск после того, как он закончился

Для тех, кто задумался о том, как «выгнать» сотрудников в отпуск, не на шутку, более полезным будут меры по материальному стимулированию «отпускников». Эта тактика понемногу набирает силу среди все возрастающего числа компаний и организаций. Корпорация RAND, например, во время отпуска не платит работникам обычную зарплату. Вместо этого сотрудники получают за каждый день в полтора раза больше! Американская ассоциация туризма придумала внутреннюю лотерею с выигрышем в $500. Для участия в ней сотрудники должны соответствовать всего лишь одному критерию: использовать все положенные им дни отпуска в году.

А вот вам настоящий Ролс-Ройс в мире проканикулярной стратегии — денверская компания FullContact, специализирующаяся на разработке ПО. Там внедрили программу, согласно которой сотруднику положена выплата в $7500 на семейный отпуск. Единственное условие — не выполнять во время отпуска никакой работы. Если на каникулах, оплаченных FullContact, вас поймают на том, что вы открыли одно-единственное деловое электронное письмо, вас обяжут вернуть все до последнего цента! (В результате в фирме заметно выросло число соискателей и уменьшилась текучка кадров).

Главное в этих программах — вовсе не щедрость работодателей. Важно то, что они четко свидетельствуют о том, что компания серьезно заботится о пополнении сотрудниками запасов умственной энергии, которые позволят им продолжать делать работу «на отлично».

Мы живем в эпоху, когда отпуск и обеспечиваемые им тонизирующие переживания перестали быть роскошью. Они стали непременным условием нашего энтузиазма, производительности и творчекого подхода.

Читайте по теме: