Как повысить производительность труда в условиях кризиса | Большие Идеи

・ Прочее

Как повысить производительность труда в
условиях кризиса

Производительность труда: мифы и реальность.

Автор: Андрей Юдников

Как повысить производительность труда в условиях кризиса

читайте также

Хотите, чтобы ваше резюме заметили? Расскажите интересную историю

Джейн Хейфец

Новые горизонты для российских стартапов

Александра Гуреева

Опасности профессионального цинизма

Мелия Марина

Как переосмыслить процесс рекрутинга

«Отечественная школа менеджмента все-таки еще слаба», — думаю я каждый раз, когда слышу мнения коллег или именитых российских экспертов о том, что в России низкая производительность труда. Мол, трудятся много, делают мало, да и вообще работать не умеют. Все это вариации одного и того же укоренившегося в нашем сознании мифа о неэффективности российских специалистов. Но так ли низка производительность труда в России на самом деле или же менеджеры ее просто неправильно оценивают? Давайте разбираться.

Производительность труда: мифы и реальность

По данным исследования Conference Board, производительность в России почти на треть ниже, чем у наименее производительной страны Евросоюза — Португалии ($62 756). А самые эффективные, согласно данным этого исследования, оказывается, греки. Каждый занятый в Греции человек работает в среднем лишь 2060 часов в год, при этом производит продукции или услуг на $36 в час. Смешно? Да, мы говорим о Греции, где работают очень спокойно и не торопясь, вопросы решаются очень долго. А страна погрязла в долгах перед Германией, где произвольность труда, кстати, значительно ниже, чем в самой Греции.

Читать такие исследования, конечно, очень интересно. Но о реальной производительности и эффективности компаний и их сотрудников в России они не говорят нам ничего. Подобный рейтинг имеет отношение лишь к эффективности экономики страны в целом. Кстати, одна из причин столь странной статистики и формирования мифа о неэффективности труда в России — это наличие в стране неформального сектора экономики, на который, по данным Центра трудовых исследований ВШЭ, приходится около 45% отработанных часов. И, соответственно, валового продукта, который в учет не попадает. А сколько человекочасов в нашей стране уходит на различные бюрократические процедуры, на урегулирование взаимоотношений с инстанциями разного уровня, их кто-нибудь посчитал? Тем не менее наша экономическая школа и школа менеджмента продолжают транслировать постулат о низкой производительности труда в России, поддерживая миф о неэффективности российских специалистов и компаний.

Читайте материал по теме: 12 признаков идеального рабочего места

Рынок, опирающийся на этот миф, породил довольно забавные способы борьбы с мнимой низкой производительностью труда. Как показывает практика, самым распространенным способом в нашей стране сейчас является контроль времени, которое сотрудники проводят на работе. Организации строго проверяют часы прихода и ухода, а также отключают рабочие компьютеры от соцсетей. То, что такой подход никогда не даст результатов, объяснять, надеюсь, никому не надо. Зато управленцы довольны собой: «Ну, сделали хоть что-то, чтобы люди в офисе дурака не валяли!». Но это не имеет никакого отношения к производительности труда. Прежде чем за нее бороться, для начала не мешало бы понять, что это такое и как ее оценивать. Теорий и практик очень много.

Как же измерить реальные показатели эффективности команды?

Большинство людей чисто интуитивно представляют себе, что производительность труда — это соотношение фактической выработки и фактических затрат — например, рабочих часов. Подход весьма логичный. Но ведь основная задача компании не подсчитать соотношение выработки и количества человекочасов, а увеличить прибыль.

Я считаю, самое важное — это продумать схему, которая позволяла бы оценить эффективность труда сотрудников с точки зрения конверсии их вклада в продажи. Критерии оценки для разных отделов должны быть разными. Конверсию сейлза легко оценить по количеству продаж, а как ее определить в случае со специалистом ИТ-отдела?

На мой взгляд, прежде всего необходимо оценить эффективность работы всей команды в целом.

Расскажу о собственной фирме. Мы — ИТ-компания, занимающаяся производством и продажей систем видеонаблюдения. Для оценки эффективности работы нашей команды мы используем такие ключевые показатели, как количество активных клиентов, которые купили у нас камеру и пользуются нашими услугами и продуктами, количество камер, установленных у каждого клиента, число клиентов, отключившихся от сервиса и Customer Lifetime Value, — это показатель того, как долго клиент пользуется нашим сервисом и сколько денег на нем заработает наша компания за это время. Анализируется и показатель роста — насколько число подключивших клиентов отличается от числа его покинувших.

Далее команда условно делится на две группы. Первая — коммерческий отдел, сюда входят продажи, маркетинг и техподдержка. Вторая группа — производственники, то есть ИТ. Приоритеты в оценке эффективности в группах разные.

В группе коммерческом подразделении учитывается несколько параметров: сколько клиентов привлек отдел маркетинга, скольким из них отдел продаж в реальности продал услуги, насколько качественно сопровождал клиента отдел техподдержки, какова в итоге стоимость каждого клиента и кто из уже установивших сервис его все-таки покинул. Исходя из этих показателей и оценивается KPI всего коммерческого отдела.

А у производственников оценивается количество выпущенных продуктов, их качество (оценка клиентов) и своевременность запуска. Детальный анализ деятельности и оценка эффективности каждой группы позволяет сделать вывод о качестве труда того или иного подразделения и оценить его KPI. А руководитель подразделения/департамента/отдела на своем уровне уже может оценить вклад того или иного специалиста по его личному KPI, который учитывает реакцию на поступивший звонок, время, потраченное на обработку заявки, количество продаж и так далее.

Читайте материал по теме: Как избавиться от «вечной занятости»

Для контроля работы офиса мы также используем видеонаблюдение. Нет, это не значит, что каждый человек в компании «под колпаком», а топ-менеджмент только и делает, что сидит у монитора и наблюдает за тем, чем заняты его сотрудники. Однако сам факт наличия камеры в офисе мобилизует персонал. Просмотреть видеозапись можно, если эффективность того или иного специалиста вызывает сомнения. По моим наблюдениям, такой метод контроля за персоналом в последнее время используется в офисах все чаще. Об этом говорят данные по росту рынка камер видеонаблюдения и услуг в России и мире.

Привычные для многих западных компаний системы рейтингов (баллов, оценок, которые ставит начальник своим подчиненным по различным критериям: «качество», «количество» и т .д.) далеко не всегда идут на пользу бизнесу. На практике такая схема часто приводит лишь к росту бюрократии в организации, подготовке пустой ничего не значащей отчетности, некачественной работе сотрудников в погоне за оценкой по отдельным критериям. Поэтому от подобных рейтингов сейчас многие отказываются.

Как повысить эффективность каждого сотрудника?

Разумеется, кризис в России оказывает влияние на бизнес, снижается рост числа клиентов, уменьшается сумма среднего чека. И именно в такой период бизнесу как никогда важна эффективность и высокий KPI каждого члена коллектива. На мой взгляд, ключевым фактором здесь является вовлечение всех сотрудников в общие цели компании. Каждый человек должен понимать, каковы сейчас стратегические цели, каких результатов команда уже достигла и в чем ее основные проблемы. Открытость и честность в отношениях с коллективом всегда дают результат. Человек понимает, что от него хотят, и стремится быть полезным.

В кризис многие организации отказываются от корпоративных мероприятий, а на мой взгляд, делать этого как раз не стоит. Когда вы пытаетесь сэкономить на таких мелочах, вы теряете гораздо больше — связи в коллективе и общее понимание целей. В конце прошлого года мы проводили корпоратив, чтобы познакомить сотрудников из подразделений, находящихся в разных городах. Для каждого мы нашли пару слов, чтобы рассказать о личных успехах, которых каждый сотрудник добился в компании. Так люди сильнее вовлекаются в процесс, знакомятся и узнают, что происходит за пределами их филиалов. После таких мероприятий многие трудности и вопросы во взаимодействии отделов и департаментов решаются намного проще и быстрее.

Не менее важна и информированность каждого человека. Инструментов для этого придумано много. Мы, например, ведем корпоративный блог, к тому же такой инструмент не требует особых затрат. Сейчас мы планируем его немного видоизменить. Топ-менеджеры фирмы будут писать посты и планируют записывать видеообращения к сотрудникам. Для этого мы купили качественное оборудование для видеосъемки и записи звука и профессиональное освещение. Кризис кризисом, но надо понимать, что вовлеченность сотрудников в стратегические цели организации — это важный фактор успеха всего бизнеса.