Обратите ваши ошибки себе на благо | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Обратите ваши ошибки себе
на благо

Задайте себе вопрос: как человек столь же умный, как вы, мог бы вам возразить?

Автор: Марк Чассил

Обратите ваши ошибки себе на благо

читайте также

Поощряйте альтруизм

Данн Элизабет,  Нортон Майкл

Секрет Google

Редакция «HBR — Россия»

Хотите принимать лучшие решения? Рассматривайте все варианты

Кришна Савани,  Шанха Басу

Крах и процветание наций

Грозовский Борис

Я приготовил омлет с пармезаном и кокосовой стружкой. Это было ошибкой.

Вы скажете (с видом заправского кулинара), что, разумеется, из подобного сочетания ингредиентов не выйдет ничего хорошего. Если бы я знал, что это так, я бы, конечно, не затевал подобную авантюру. Но дело в том, что я люблю яйца и пармезан и весьма неравнодушен к кокосовой стружке. Казалось, что мое блюдо просто обречено на успех… Впрочем, могло бы быть и хуже. Например, еще я обожаю соус для барбекю.

К счастью, я поступил по-умному (ну почти) — мой омлет был рассчитан только на одного. А это значит, что цена моей ошибки была относительно невелика: один чрезвычайно невкусный кусочек омлета, который я проглотил, и небольшое количество бездарно потраченных ингредиентов.

В бизнесе дешевые ошибки всегда предпочтительнее дорогих. Сначала мы сами пробуем новые рецепты, затем тестируем их на экспериментальных кухнях, затем выпускаем ограниченным тиражом и только после всего этого мы начинаем полномасштабное производство пармезаново-кокосового омлета (будь он неладен!).

Похожим образом мы растим и направляем подающих надежды молодых менеджеров, предоставляя им все более ответственные задания. Если ребенка воспитывает вся деревня, то руководителя воспитывает вся компания.

Подобный процесс обучения будущих руководителей позволяет избежать дорогостоящих ошибок, однако сам по себе он довольно-таки недешев. Во-первых, он продолжителен по времени. Во-вторых, устная традиция передачи знаний ограничивается интерпретациями исторического опыта. В-третьих, как вы думаете, сколько ошибок людям позволено допустить, когда компания им заявляет: «Не бойтесь рисковать, но за результаты мы с вас спросим»? Все мы понимаем, что это «спросим» на самом деле означает.

Читайте материал по теме: Открытость, критика и командная работа

В своей замечательной книге «Психология оценки и принятия решений» психолог Скотт Плаус из Уэслианского университета описывает один эксперимент. Участникам называют три числа, например: 3, 5, 7. Задача каждого из них — определить, какое правило стоит за данной последовательностью. Участник может предложить свой ряд чисел (например: 11, 13, 17), на что ведущий эксперимента должен честно ответить, подходит ли эта новая последовательность под данное правило. Если участник предполагает, что он знает правило («последовательный ряд из трех простых чисел»), он сообщает об этом ведущему, а тот должен честно сказать, прав он или нет («нет»).

Конечно, на самом деле этот эксперимент не о самом правиле. Суть в том, чтобы понять, как участники доходят до правильного ответа. Обычно они придумывают свой ряд чисел, чтобы подтвердить свою догадку, а не проверить ее. И в результате почти всегда ошибаются. Препятствием к правильному ответу становится их стремление подтвердить свою правоту.

В бизнесе важно внимательно выискивать признаки того, что вы не правы, поскольку часто ваши ошибки остаются неочевидными — до тех пор, пока они не превращаются в реальную головную боль. Например, стратегии редко терпят крах с самого начала, а неудачные продукты могут долго влачить жалкое существование на полках, расходуя ваши ценные ресурсы. К сожалению, после принятия решения многие люди становятся лично заинтересованы в подтверждении своей правоты. А значит, фокус состоит в умении выявлять потенциальные ошибки до того, как вы свяжете себя решением, в правильности которого будете заинтересованы.

Свою лучшую ошибку я совершил в написанном мной симуляторе ценовых стратегий под названием Top Pricer Tournament. Когда я вводил свои собственные стратегии, я предполагал, что их безоговорочный триумф потешит мое самолюбие. Конечно, после этого я их сразу же удалю, иначе это будет несправедливо по отношению к другим участникам (коих было более семисот), пожелавшим внести свои стратегии в эту программу-симулятор.

Затем я увидел, как здорово мои стратегии работали. Точнее, что они работали вовсе не здорово. «Вероятно, программа глючит», — подумал я. Но программа не глючила. Столкнувшись с тем, что я не прав, я начал сравнивать свои стратегии с самыми успешными — и моментально понял не только, где я ошибся, но и как их улучшить. Моя большая, но дешевая ошибка оказалась великолепным учителем.

Все мы знаем, что наша культура невыполнимых условий требует от нас едва ли не совершенства. Также мы знаем, что ошибки неизбежны, хотя идти на риск — необходимо. Значит ли это, что нам следует терпимо относиться к ошибкам или полностью избегать рисков? Ответ заключается в том, чтобы меньше гнаться за подтверждением своей правоты и тщательнее проверять свои решения. Следовательно, нам не только нужно иметь больше возможностей для совершения дешевых ошибок, мы также должны понимать, почему мы их совершили.

  • Те ошибки, которые вы уже наверняка допускаете, не должны пройти для вас впустую. Проследите их путь и доберитесь до самых корней. Они могут быть глубже, чем вы предполагаете.
  • Прежде чем принять решение, тщательно ищите признаки своей неправоты. Например, почему я ни разу не встречал в меню ресторанов омлет с пармезаном и кокосовой стружкой? Быть может, дело совсем не в том, что это некая неудовлетворенная потребность рынка.
  • Читайте материал по теме: Критика: как уменьшить страдания
  • Пользуйтесь ролевыми упражнениями, начиная от импровизированных сценок и дебатов (для разнообразия отстаивайте позиции, противоположные вашим) и заканчивая формальными военными играми.
  • Поставьте себя на место своих конкурентов. Например, если вы планируете отвоевать у них долю рынка, спросите себя, почему они отдадут эту долю именно вам.

Помните об одном: многое из того, что мы слышим о бизнесе и стратегии, скорее легенды, чем факты. Задайте себе вопрос: как человек столь же умный, как вы, мог бы вам возразить. Это не значит, что вы всегда не правы, просто людей, которые всегда правы, не бывает.