Из студентов — в профессионалы

О компании

«Газпром нефть» — нефтегазовая компания, основными видами деятельности которой являются разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов. Помимо крупнейших российских нефтегазоносных регионов — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Томской, Омской и Оренбургской областей, — работает в 14 странах ближнего и дальнего зарубежья, насчитывает около 70 тысяч сотрудников. Занимает третье место по добыче и переработке нефти в России и первое место в Топ-100 лучших работодателей России за 2019 год согласно рейтингу портала HeadHunter и стала работодателем №1, по мнению соискателей.

Из студентов — в профессионалы

2 июня 2020

Сегодня многие работодатели ругают вузы за их неповоротливость, за то, что знания и навыки выпускников все меньше соответствуют запросам бизнеса. Однако компаниям постоянно требуется талантливая молодежь, и лучший вариант не искать готовых людей на рынке, а заниматься вместе с вузами целенаправленной подготовкой кадров для себя. Это позволит не только уменьшить зазор между образованием и рынком труда, но и укрепить свой бренд работодателя. В последнее время организации даже стали использовать специальный термин — University Relations, подразумевающий различные форматы взаимоотношений с вузами. Компании ищут людей, которые смогут встроиться в их корпоративную культуру и разделить их ценности. Помимо профессиональных навыков и энтузиазма от новых сотрудников ждут понимания, куда движется отрасль, какие позиции занимает будущий работодатель.

Бизнес реализует как минимум три варианта сотрудничества с учебными заведениями. Во-первых, студентам рассказывают о компании, ее вакансиях и карьерных возможностях, приглашают на стажировки, нанимают свежеиспеченных выпускников на работу. Однако этого явно недостаточно: слушатели получают лишь поверхностные знания об отраслевой специфике, к тому же лучшие кадры разбирают задолго до вручения диплома.

Второй вариант сотрудничества связан с более глубоким погружением в учебный процесс. Компании участвуют в разработках программ, открывают совместно с вузом профильные кафедры, спонсируют исследовательские проекты, предлагают стипендии и гранты, ведут целевой набор студентов. Наконец, третий вариант подразумевает не только материальную помощь вузам, но и серьезную интеллектуальную поддержку. Сотрудники компании сами преподают дисциплины, которые важны для будущих сотрудников: речь идет как об отдельных мастер-классах, так и о полноценных курсах и целых программах. В этом случае происходит формирование нужных компетенций, передача практического опыта, который можно сразу использовать в работе. Компании, занимающиеся в стенах вуза подготовкой персонала для себя, экономят ресурсы и время, которые неизбежно потребовались бы на доучивание выпускников.

Компания «Газпром нефть» заинтересована в молодых кадрах — около 20% сотрудников в организации неизменно моложе 30 лет. Бизнесу нужен устойчивый приток подготовленных к работе молодых специалистов: геофизиков, геологов, строителей и профессионалов в других областях, понимающих специфику нефтяной отрасли. Поэтому компания нацелена на эффективное взаимодействие с образовательными структурами, выстраивая полноценную систему «школа—вуз—предприятие». И что самое важное, «Газпром нефть» готовит людей не только для себя, но также развивает кадровый резерв для российского ТЭК в целом.

Например, на площадке центра «Сириус» совместно с СПбПУ компания реализовала для школьников образовательную программу по использованию методов компьютерного зрения и интеллектуального моделирования. Кроме того, «Газпром нефть» в рамках корпоративной программы социальных инвестиций «Родные города» ежегодно проводит в регионах интеллектуальный турнир для старшеклассников «Умножая таланты». В прошлом году в конкурсе приняли участие 2,8 тыс. подростков — они решали кейсы по нефтегазовой тематике, включая инженерные и ИТ-задания. При поддержке «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге был организован «Балтийский научно-инженерный конкурс» для российских школьников. Подобные проекты можно перечислять и дальше.

С вузовской подготовкой сложнее. Основная проблема — разрыв между набором компетенций и качеством подготовки студентов и ожиданиями со стороны высокотехнологичных компаний. Многие работодатели пытаются доучивать выпускников, однако эта деятельность зачастую носит ситуационный и несистемный характер. Кроме того, технологии стремительно меняются, а вузы не успевают перестраивать свою образовательную, методическую и научную деятельность под рыночные запросы. Нужны новые модели взаимодействия между высшими учебными заведениями и бизнесом. И важную роль здесь могут сыграть внутренние образовательные системы компаний — корпоративные университеты. Они аккумулируют отраслевые компетенции, понимают специфику образовательного процесса и особенности корпоративных структур. Например, в компании «Газпром нефть», корпоративный университет  обеспечивает развитие образовательной среды как внутри компании, так и на внешнем периметре, предлагая единый методологический подход, инструментарий и практики, ориентированные на выстраивание долгосрочных отношений с вузами. Такой подход в том числе позволяет определить четкое место каждой программы по взаимодействию с учебными заведениями в системе комплексной подготовки и развития будущих кадров».

«Газпром нефть» накопила значительный опыт работы со многими российскими вузами, из них 18 — базовые для компании. В основном, это образовательные организации высшего образования северной столицы: Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, СПбГУ, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО, а также вузы Москвы (РГУ им. Губкина, МФТИ), Тюмени, Томска, Омска и других городов. Речь идет о создании совместных кастомизированных образовательных программ и кейсов. Вузы занимаются целевой подготовкой кадров для «Газпром нефти», учитывают при создании программ потребности будущего работодателя и внедряют специальные профильные дисциплины. Например, в партнерстве с Санкт-Петербургским политехническим университетом компания открыла совместную магистерскую программу «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи», где 50% курсов читают сотрудники компании, а студенты уже с первого курса вовлечены в работу над реальными проектами, реализуемыми в НОЦ «Газпромнефть—Политех». А совместно с университетом ИТМО «Газпром нефть» объявила о конкурсе стартапов — студенты этого вуза смогут получить грант за лучший проект. В прошлом году компания выплачивала стипендии в общей сложности 253 российским студентам. Такие мероприятия становятся возможными благодаря методологической поддержке корпоративного университета.

Несколько лет назад «Газпром нефть» открыла специализированные кафедры в четырех российских вузах, где готовят специалистов для нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Сотрудники, включая топ-менеджмент, ведут здесь занятия по специальности. Студенты решают задачи и кейсы, основанные на реальной практике нефтяного бизнеса, проходят стажировки на предприятиях, а также защищают дипломные работы под руководством опытных специалистов «Газпром нефти». Только в 2019 году компания приняла на работу 53 выпускника базовых кафедр.

«Газпром нефть» инициирует и новые форматы сотрудничества — например, межвузовское взаимодействие. Так, в проекте «INкорпорация» участвуют студенты двух разных программ — «Концептуальный инжиниринг» Тюменского государственного университета и «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтегазодобычи» Тюменского индустриального университета. Участники совместно разрабатывают проект обустройства и строительства нефтяного месторождения. Взаимодействие полностью выстроено в логике бизнес-процессов компании и моделирует реальные связи в кросс-функциональной команде. Студенты оттачивают технические компетенции и «мягкие» навыки, а результаты проекта засчитываются в качестве выпускной работы.

С 2013 года компания выступает партнером исследовательской Лаборатории им. П.Л. Чебышева Санкт‑Петербургского государственного университета, а с 2015 года реализует вместе с лабораторией всероссийский проект поддержки одаренной молодежи «Математическая прогрессия». Проект входит в корпоративную программу социальных инвестиций «Родные города». Благодаря ему талантливые математики получают поддержку на всех этапах обучения, могут рассчитывать на специальные стипендии и зарубежные стажировки. В 2019 году в СПбГУ при участии компании открылся факультет математики и компьютерных наук, где на программах бакалавриата и магистратуры будут готовить ученых и практиков. Вести курсы по анализу данных, машинному обучению и другим областям компьютерных наук здесь будут не только преподаватели университета и сотрудники лаборатории, но и специалисты «Газпром нефти», Яндекса, JetBrains и других технологических компаний. «Газпром нефть» планирует также инвестировать в программу фундаментальных исследований и разработок на базе нового факультета СПбГУ.

Еще один партнер «Газпром нефти» — негосударственный Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), модель которого предусматривает интеграцию образования с фундаментальными и прикладными исследованиями. Профессора и слушатели магистерских программ института совместно с экспертами «Газпром нефти» выполняют проекты в области геологии, создания сверхтвердых материалов, технологий машинного обучения, разрабатывают новые инструменты для повышения эффективности геологоразведки и нефтедобычи. Например, так называемые цифровые двойники сокращают расходы на проведение дорогостоящих физических экспериментов, а также увеличивают точность прогнозов влияния различных факторов на производственные процессы. Недавно Научно-технический центр (НТЦ) «Газпром нефти» совместно со Сколтехом открыли цифровую лабораторию для моделирования сложных течений многофазных сред (нефти, газа, воды и твердых частиц), позволяющих определять наиболее эффективные способы освоения месторождений.

«Газпром нефть» работает не только со студентами, но и активно привлекает молодых специалистов. В прошлом году компания наняла на работу 505 выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, и почти 2 тыс. человек прошли производственную практику. Компания разработала для выпускников программу обучения «На старт!» — она рассчитана на два года и охватывает самые разные направления бизнеса (добычу, инвестиции, нефтепереработку и т. д.). Молодые специалисты могут поработать на разных предприятиях компании, реализовать собственный бизнес-проект, получить новые знания и навыки под руководством лучших наставников.

Цель компании «Газпром нефть» — стать мировым бенчмарком, и достигнуть ее возможно, если работать с полным жизненным циклом отраслевых компетенций, заниматься формированием специалистов для отрасли. С учетом растущей стоимости человеческого капитала сотрудничество с образовательными организациями высшего образования позволяет компании снизить расходы на поиск и подбор квалифицированного персонала, получить заинтересованные и мотивированные кадры. Ценность такого взаимодействия — возможность влиять на отрасль, определять, какой она будет не только завтра, но и в более отдаленной перспективе. Это позволит упрочить позиции компании как на рынке труда, так и в отрасли целом.

https://hbr-russia.ru/partner_cases/gazprom-neft/iz-studentov-v-professionali

2020-06-02T18:45:17.086+03:00

Harvard Business Review Россия

Thu, 11 Jun 2020 13:13:45 GMT

Из студентов — в профессионалы

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия