Из студентов — в профессионалы

О компании

«Газпром нефть» — нефтегазовая компания, основными видами деятельности которой являются разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов. Помимо крупнейших российских нефтегазоносных регионов — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Томской, Омской и Оренбургской областей, — работает в 14 странах ближнего и дальнего зарубежья, насчитывает около 70 тысяч сотрудников. Занимает третье место по добыче и переработке нефти в России и первое место в Топ-100 лучших работодателей России за 2019 год согласно рейтингу портала HeadHunter и стала работодателем №1, по мнению соискателей.

Из студентов — в профессионалы

6 августа 2020

Сегодня многие работодатели ругают вузы за их неповоротливость, за то, что знания и навыки выпускников все меньше соответствуют запросам бизнеса. Однако компаниям постоянно требуется талантливая молодежь, и лучший вариант не искать готовых людей на рынке, а заниматься вместе с вузами целенаправленной подготовкой кадров для себя. В последнее время организации даже стали использовать специальный термин — University Relations, подразумевающий различные форматы взаимоотношений с вузами. Компании ищут людей, которые смогут встроиться в их корпоративную культуру и разделить их ценности.

Бизнес реализует как минимум три варианта сотрудничества с учебными заведениями. Во-первых, студентам рассказывают о компании, ее вакансиях и карьерных возможностях, приглашают на стажировки, нанимают свежеиспеченных выпускников на работу. Однако этого явно недостаточно: слушатели получают лишь поверхностные знания об отраслевой специфике, к тому же лучшие кадры разбирают задолго до вручения диплома. Второй формат сотрудничества связан с более глубоким погружением в учебный процесс. Компании участвуют в разработках программ, открывают совместно с вузом профильные кафедры, спонсируют исследовательские проекты, предлагают стипендии и гранты, ведут целевой набор студентов. Наконец, третий вариант подразумевает серьезную интеллектуальную поддержку. Сотрудники компании сами преподают дисциплины, которые важны для будущих сотрудников: речь идет как об отдельных мастер-классах, так и о полноценных курсах и целых программах. В этом случае происходит формирование нужных компетенций, передача практического опыта, который можно сразу использовать в работе. Компании, занимающиеся в стенах вуза подготовкой персонала для себя, экономят ресурсы и время, которые неизбежно потребовались бы на доучивание выпускников.

Компания «Газпром нефть» заинтересована в совершенствовании компетенций молодых кадров — около 20% ее сотрудников неизменно моложе 30 лет. Бизнесу нужен устойчивый приток подготовленных к работе молодых специалистов: геофизиков, геологов, строителей и профессионалов в других областях, понимающих специфику нефтяной отрасли. Поэтому компания нацелена на эффективное взаимодействие с образовательными структурами, выстраивая полноценную систему «школа—вуз—предприятие». И что самое важное, «Газпром нефть» готовит людей не только для себя, но также развивает кадровый резерв для российского ТЭК в целом.

Например, для старшеклассников «Газпром нефть» ежегодно проводит интеллектуальный турнир «Умножая таланты» — один из ключевых проектов корпоративной программы социальных инвестиций «Родные города». В прошлом году участников было почти 3 тысячи, а финал турнира прошел на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи. Здесь ребята решали реальные кейсы по нефтегазовой тематике, включая инженерные и ИТ-задания под руководством экспертов центра и «Газпром нефти». На площадке «Сириуса» совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом компания также реализовала специальную программу для школьников по использованию методов компьютерного зрения и интеллектуального моделирования.

С вузовской подготовкой сложнее. Основная проблема — разрыв между набором компетенций и качеством подготовки студентов и ожиданиями со стороны высокотехнологичных компаний. Многие работодатели пытаются доучивать выпускников, однако эта деятельность зачастую носит ситуационный и несистемный характер. Кроме того, технологии стремительно меняются, а вузы не успевают перестраивать свою образовательную, методическую и научную деятельность под рыночные запросы. Нужны новые модели взаимодействия между высшими учебными заведениями и бизнесом. И важную роль здесь могут сыграть внутренние образовательные системы компаний — корпоративные университеты. Они аккумулируют отраслевые компетенции, понимают специфику образовательного процесса и особенности корпоративных структур. Например, в компании «Газпром нефть» корпоративный университет обеспечивает развитие образовательной среды как внутри компании, так и на внешнем периметре, предлагая единый методологический подход, инструментарий и практики, ориентированные на выстраивание долгосрочных отношений с вузами. Такой подход в том числе позволяет определить четкое место каждой программы по взаимодействию с учебными заведениями в системе комплексной подготовки и развития будущих кадров.

«Газпром нефть» накопила значительный опыт работы со многими российскими вузами, 18 из них — базовые для компании. Речь идет о создании совместных кастомизированных образовательных программ и кейсов. Вузы занимаются целевой подготовкой кадров для «Газпром нефти», учитывают при создании программ потребности будущего работодателя и внедряют специальные профильные дисциплины. Например, в партнерстве с СПбПУ компания открыла совместную магистерскую программу «Математическое моделирование процессов нефтегазодобычи», где 50% курсов читают сотрудники компании, а студенты уже с первого курса вовлечены в работу над реальными проектами, реализуемыми в НОЦ «Газпромнефть-Политех». В прошлом году компания выплачивала стипендии в общей сложности 253 российским студентам.

Несколько лет назад «Газпром нефть» открыла специализированные кафедры в четырех российских вузах, где готовят специалистов для нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Сотрудники, включая топ-менеджмент, ведут здесь занятия по специальности. Студенты решают задачи и кейсы, основанные на реальной практике нефтяного бизнеса, проходят стажировки на предприятиях, а также защищают дипломные работы под руководством опытных специалистов «Газпром нефти». Только в 2019 году компания приняла на работу 53 выпускника базовых кафедр.

Компания выступает партнером исследовательской Лаборатории им. П.Л. Чебышева СПбГУ и реализует вместе с ней всероссийский проект поддержки одаренной молодежи «Математическая прогрессия». Проект входит в корпоративную программу социальных инвестиций «Родные города». Благодаря ему талантливые математики получают поддержку на всех этапах обучения, могут рассчитывать на специальные стипендии и зарубежные стажировки. В 2019 году в СПбГУ при участии компании открылся факультет математики и компьютерных наук, где на программах бакалавриата и магистратуры готовят ученых и практиков. Ведут курсы по анализу данных, машинному обучению и другим областям компьютерных наук не только преподаватели университета и сотрудники лаборатории, но и специалисты «Газпром нефти», Яндекса, JetBrains и других технологических компаний.

Еще один партнер «Газпром нефти» — негосударственный Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), модель которого предусматривает интеграцию образования с фундаментальными и прикладными исследованиями. Профессора и слушатели магистерских программ института совместно с экспертами «Газпром нефти» выполняют проекты и разрабатывают новые инструменты для повышения эффективности геологоразведки и нефтедобычи. Недавно Научно-технический центр «Газпром нефти» совместно со Сколтехом открыли цифровую лабораторию для моделирования сложных течений многофазных сред (нефти, газа, воды и твердых частиц), позволяющих определять наиболее эффективные способы освоения месторождений.

«Газпром нефть» работает не только со студентами, но и активно привлекает молодых специалистов. В прошлом году компания наняла на работу 505 выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, и почти 2 тыс. человек прошли производственную практику. Компания разработала для выпускников программу обучения «На старт!» — она рассчитана на два года и охватывает самые разные направления бизнеса (добычу, инвестиции, нефтепереработку и т. д.). Молодые специалисты могут поработать на разных предприятиях компании, реализовать собственный бизнес-проект, получить новые знания и навыки под руководством лучших наставников.

Цель компании «Газпром нефть» — стать мировым бенчмарком, и достигнуть ее возможно, если работать с полным жизненным циклом отраслевых компетенций, заниматься формированием специалистов для отрасли. С учетом растущей стоимости человеческого капитала сотрудничество с образовательными организациями высшего образования позволяет компании снизить расходы на поиск и подбор квалифицированного персонала, получить заинтересованные и мотивированные кадры. Ценность такого взаимодействия — возможность влиять на отрасль, определять, какой она будет не только завтра, но и в более отдаленной перспективе. Это позволит упрочить позиции компании как на рынке труда, так и в отрасли целом.

https://hbr-russia.ru/partner_cases/gazprom-neft/iz-studentov-v-professionali

2020-08-06T18:45:17.000+03:00

Harvard Business Review Россия

Wed, 12 Aug 2020 12:21:33 GMT

Из студентов — в профессионалы

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия