Уроки удаленки

О компании

«Газпром нефть» — нефтегазовая компания, основными видами деятельности которой являются разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов. Помимо крупнейших российских нефтегазоносных регионов — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Томской, Омской и Оренбургской областей, — работает в 14 странах ближнего и дальнего зарубежья, насчитывает около 70 тысяч сотрудников. Занимает третье место по добыче и переработке нефти в России и первое место в Топ-100 лучших работодателей России за 2019 год согласно рейтингу портала HeadHunter и стала работодателем №1, по мнению соискателей.

Уроки удаленки

12 октября 2020

В борьбе с пандемией COVID-19, охватившей мир, большинство стран выбрало путь так называемого локдауна: приостановив деятельность многих компаний, правительства призвали граждан по возможности не выходить из дома. Однако для бизнеса, в состав которого входят предприятия с непрерывным производственным циклом, такое решение оказалось неприемлемым. Организациям пришлось искать способы функционирования в новых условиях и перекраивания производственных и управленческих процессов. «Газпром нефти», как и другим компаниям нефтяного сектора, было необходимо оперативно перестраиваться и менять организацию работы своих сотрудников.

«Мы все сейчас переживаем не самый простой период. Из-за распространения коронавируса COVID-19 нарушен привычный ход вещей во всем мире. Через серьезное испытание проходят жители многих стран, системы здравоохранения и глобальная экономика в целом, — заявил в начале пандемии председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. — В этих беспрецедентных условиях главные приоритеты компании — защита сотрудников, партнеров и клиентов от распространения вируса, обеспечение непрерывности всех производственных процессов, сохранение финансовой устойчивости и продолжение развития компании». Чтобы достичь этих целей, «Газпром нефть» еще в марте начала оперативный перевод части сотрудников на удаленную работу. Однако сразу стало очевидно, что далеко не все могут трудиться дистанционно. Бурение и ремонт скважин, строительство и обслуживание инфраструктуры, нефтедобыча невозможны без участия человека. В «Газпром нефти» работает 78 тысяч человек, больше половины из них — на месторождениях и заводах. Компания понимала, что перевести всех сотрудников, занятых на производстве, невозможно и необходимо в короткие сроки разработать комплекс мер, направленных на защиту людей, продолжающих трудиться в офисах и на производстве.

Защита людей на передовой

Поскольку эпидемия в России начала разворачиваться позже, чем в других странах, все уже знали, что новый коронавирус распространяется с большой скоростью. Было понятно: если хоть один заболевший попадет на автономное месторождение или производство, это вызовет цепную реакцию и заражение всей вахты, а значит, ограничит работоспособность промысла, превратив его в большой изолятор. Чтобы предотвратить такое развитие событий и максимально обезопасить персонал, «Газпром нефть» запустила корпоративную программу «Антивирус». Ключевым стало массовое тестирование сотрудников «Газпром нефти» и подрядных организаций, которые трудятся на нефтепромыслах компании. На первом этапе графики перевахтовки персонала были скорректированы: срок работы на удаленных нефтепромыслах теперь составлял два-три месяца, а не месяц, как раньше. В добывающих регионах открыто более 120 буферных терминалов, расположенных в гостиницах, санаториях, пансионатах, общежитиях и даже в жилых городках. В эти терминалы стали отправлять прибывающих вахтовиков, там в течение двух недель, находясь в максимальной изоляции, они дважды проходят тестирование на  COVID-19, в первый и 11-й день пребывания. Это позволило выявлять носителей вируса на ранней стадии, когда симптомы еще не проявляются. В случае выявления заболевших компания организовывает медицинскую помощь таким сотрудникам и контактной группе и отправляет их на карантин до проверки диагноза или полного выздоровления. Если оба теста оказываются отрицательными, рабочие по специальному «зеленому коридору» переезжают на месторождение. Массовое тестирование сотрудников непрерывных производств позволило создать на предприятиях чистые территории, свободные от инфекции. К концу сентября «Газпром нефть» провела более 520 тысяч тестов в России, а также на объектах в Европе  и на Ближнем Востоке.

Еще одним барьером на пути инфекции стало создание системы взаимозаменяемых смен. Команды-дублеры не пересекаются на работе, передают смены дистанционно и могут полностью заменять друг друга, если одна из них уйдет на карантин. По такой схеме работают не только сотрудники производственных объектов, но и административно-управленческий персонал предприятий.

Благодаря цифровой трансформации бизнеса, начавшейся в компании несколько лет назад, «Газпром нефть» смогла оперативно внедрить ряд бесконтактных технологий. Среди них — системы электронной передачи вахтовых смен, измерения температуры работников с помощью тепловизоров, автоматические эстакады налива нефтепродуктов, которые позволяют исключить контакты водителей бензовозов с персоналом завода, автономная техника для дезинфекции и очистки воздуха, программы телемедицины, система отслеживания здоровья сотрудников и т. д.

Перевод на удаленную работу

«Газпром нефть» с марта поэтапно переводила офисных сотрудников на дистанционную работу, первыми стали люди «из группы риска»: все старше 65 лет, беременные женщины, работники с сердечно-сосудистыми и бронхолегочными заболеваниями. Число работающих удаленно постепенно увеличивалось, и к апрелю корпоративной системой удаленного доступа к рабочим местам стали пользоваться более 30 тысяч человек.

Стало очевидным, что с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки перевести персонал и бизнес-процессы на новый формат работы смогли компании с высоким уровнем цифровизации. Этот же тезис подтвердило исследование компании Naumen: лучше всего к удаленке были готовы IT-фирмы — более 90 % из них и раньше поддерживали работу вне офиса, — а хуже всего предприятия госсектора: положительно о новом режиме работы отозвались лишь 16 % сотрудников государственных компаний.

Предприятия «Газпром нефти» представлены в десятках городов России. Этой особенностью во многом определяется специфика ее работы: в частности, многие сотрудники должны быть на связи даже в неофисное время, чтобы взаимодействовать с коллегами, живущими в других часовых поясах. Некоторые инструменты дистанционной работы организация использовала и прежде: защищенные каналы удаленного доступа к корпоративным системам, программы для проведения конференций, деловая  переписка и т. д. Опыт использования таких технологий существенно упростил работу IT-подразделения при срочном переходе на надомную работу. Однако полностью полагаться на имеющиеся мощности и системы компания, безусловно, не могла. «С переходом на удаленку масштабы использования таких инструментов изменились радикально. Поэтому первоочередной задачей для нас стала организация бесперебойной работы IT-систем для тысяч людей», — объясняет руководитель департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти» Антон Думин.

Чтобы в течение одной-двух недель предоставить сотрудникам возможность трудиться удаленно, потребовалось одновременно развивать два направления: усилить мощность IT-инфраструктуры и подготовить надежные решения для массовых удаленных подключений, а также тесно взаимодействовать с пользователями. Службу технической поддержки перевели на круглосуточный режим и открыли горячую линию для пользователей системы удаленного доступа.

Уже на второй неделе удаленки стало понятно, что стабильное подключение к корпоративным системам не единственное условие качественной работы. Необходимо было сформировать новую экосреду, в которой сотрудники могли бы успешно выполнять привычные обязанности. Для этого потребовалось выполнить четыре основные задачи: предоставить доступ к удаленному рабочему месту, наладить средства коммуникации, создать безопасные онлайн-инструменты совместной работы и управления задачами, а также подстроить бизнес-процессы под новые нужды. В результате IT-подразделение более чем вдвое нарастило мощности корпоративного почтового сервиса и перестроило работу Skype for Business — основного средства видео-конференц-связи  и мессенджера, обеспечивающего взаимодействие сотрудников. Внедряя или модернизируя IT-продукты, компания во многом ориентировалась на мнение пользователей. «Количество использований инструментов для удаленной работы выросло в десятки и даже сотни раз, — признается Антон Думин, — поэтому мы получили огромный объем информации о пользовательском опыте. Это позволяет нам увидеть слабые места и точки роста, дополнить функционал решений и т. д.».

Обеспечивая доступность удаленных сервисов, было важно ориентироваться не только на удобство для пользователей и на пользу продукта для компании, но и на высокую защищенность данных и процессов. Современные технологии шифрования, усиленные механизмы идентификации, модернизация генерации одноразовых кодов для авторизации в системе удаленного доступа — лишь часть решений, внедренных на этапе перехода. «Сегодня мы уверены в надежности и безопасности предоставляемых IT-сервисов, которые соответствуют требованиям нашей компании», — утверждает руководитель Центра безопасности цифровых технологий Антон Рудаков.

Назад в будущее

«У нас появится уникальный опыт удаленной работы, — говорил в апреле заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям Александр Дыбаль. — Только важно объективно оценить, насколько применим и эффективен режим удаленки для каждого. Раньше многие к нему стремились, и у нас часто пятница была днем удаленной работы. Сейчас ситуация радикально поменялась. Большинство стремятся быстрее вернуться на рабочее место».

По мере стабилизации ситуации «Газпром нефть» начала поэтапное возвращение сотрудников с удаленки. К концу июня в офисы пришло около половины персонала. В октябре же компания приостановила смягчение ограничительных мер в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки. Сейчас более половины сотрудников (в том числе из группы риска) административной функции продолжают работу в удаленном формате.

Меры, которые компания принимала для обеспечения безопасности персонала, не перешедшего на удаленку, сохранили и усилили. Сотрудники заходят в здания по цифровым пропускам, синхронизированным с корпоративной системой контроля здоровья. Программа блокирует доступ тем, у кого есть признаки болезни или у кого нет отрицательного теста. На входе в офисы и на производство всем дистанционно измеряют температуру, в помещениях установлены бактерицидные рециркуляторы и диспенсеры с антисептиками, пространства организованы с учетом социальной дистанции 1,5 метра, сотрудникам выдают защитные маски и перчатки и в течение дня контролируют их температуру. Чтобы в одном помещении не скапливалось много людей, ввели распределенный график начала и окончания рабочего дня. Совещания проходят преимущественно по видеосвязи, на очных встречах присутствуют не более пяти человек, командировки и перемещение между офисами ограничены, а вход внешних контрагентов в помещения пока запрещен. Для профилактики распространения вируса сотрудников тестируют раз в 7—14 дней.

Как будет развиваться ситуация и как быстро страна сможет победить коронавирус, никто не знает. Бизнес, пережив серьезную встряску и столкнувшись с новыми реалиями, понимает: нужно быть готовыми ко всему. Поэтому ставка на развитие цифровых технологий, позволяющих быстро и безболезненно переводить персонал на удаленную работу и эффективно управлять процессами в дистанционном режиме, будет оставаться приоритетной в обозримом будущем. Такой подход особенно важен для оперативного реагирования на новые условия работы.

https://hbr-russia.ru/partner_cases/gazprom-neft/uroki-udalenki

2020-10-12T16:11:50.262+03:00

Harvard Business Review Россия

Mon, 12 Oct 2020 13:22:51 GMT

Уроки удаленки

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия