Партнерский проект «Кейсы компаний»

«Кейсы компании» Siemens на «Harvard Business Review Россия»

Немецкие поезда с российским характером

О компании

ООО «Сименс» является головной компанией «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. В этих странах концерн работает по всем традиционным направлениям своей деятельности, присутствует более чем в 40 городах и является одним из ведущих поставщиков продукции, услуг и комплексных решений для модернизации ключевых отраслей экономики и инфраструктуры. ООО «Сименс» насчитывает около 3000 сотрудников. Оборот в 2018 финансовом году (по состоянию на 30 сентября) составил 1,0 млрд. евро.

Немецкие поезда с российским характером

27 мая 2019

Создавая «Сапсан» в середине 2000-х, РЖД и Siemens совместили лучшие наработки российских и европейских специалистов. Подход отлично сработал: спустя десять лет «Сапсан» обеспечивает высочайший уровень комфорта, надежности, а главное — безопасности.

Железнодорожная линия Москва — Санкт-Петербург открылась в 1851 году. Тогда путь из начальной точки в конечную занимал почти сутки. В последующие годы инженеры Российской империи, а затем СССР и России искали способ сократить это время.

В 1930-е скорый поезд «Красная стрела» проходил 645-километровую дистанцию уже за 10 часов. В 1960-х на линию вышли первые в СССР скоростные «Авроры», которым требовалось лишь пять часов. А в 1984-м СССР по примеру Европы и Японии создал собственный высокоскоростной поезд — ЭР200. Он покрывал расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 4 часа 50 минут, развивая скорость до 180—200 км/ч. Для своего времени это был передовой поезд, сравнимый с европейскими и японскими аналогами.

К началу 2000-х российские технологии высокоскоростного движения начали отставать от мировых: между Москвой и Санкт-Петербургом курсировали уже устаревшие ЭР200 — а к 2008 году и они исчерпали бы свой ресурс. В 2000-м на смену этому поезду должен был прийти разработанный отечественными инженерами «Сокол», однако из-за критических недостатков конструкции модель так и не пошла в промышленное производство. Между тем, линия Москва — Санкт-Петербург оставалась самой востребованной в России: на нее приходилось 9% всего пассажиропотока страны.

Решая, как обеспечить растущие потребности людей в быстром и регулярном железнодорожном сообщении, команда РЖД оказалась перед непростым выбором: доводить до ума отечественную разработку или воспользоваться мировым опытом. В 2005 году компания договорилась с концерном Siemens о создании совместного предприятия, чтобы проектировать и строить высокоскоростные поезда. Однако год спустя российский перевозчик отказался от этой идеи в пользу менее дорогого и более быстрого варианта: приобрести уже опробованный и хорошо зарекомендовавший себя поезд.

Выбор поставщика был обусловлен сложностью и масштабом задачи. РЖД требовалось не просто купить готовый состав, но и привести его в соответствие с российскими реалиями и нормативами, а также подготовить пути к высокоскоростному движению и обеспечить обслуживание поездов и железнодорожного полотна. Siemens обладал необходимым опытом: концерн изготовил 200 высокоскоростных поездов для заказчиков в Европе, Китае и Турции и построил под ключ железную дорогу в Малайзии — с путями, депо и электросетями.

Выбор РЖД пал на Velaro — самый современный из скоростных поездов Siemens. Этот легкий (за счет алюминиевого, а не стального кузова), мощный (с распределенной тягой), быстрый (до 350 км/ч) поезд и стал основой для «Сапсана».

Velaro был спроектирован для европейских условий, поэтому перед запуском в России его пришлось основательно доработать. Siemens подошла к вопросу со всей тщательностью: в проекте участвовали четыре профильных научно-исследовательских института: Железнодорожного транспорта, Железнодорожной гигиены, Подвижного состава, а также Информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте. Им помогали машинисты и инженеры РЖД, которые сопровождали проект с самого начала.

Прежде всего, требовалось изменить габариты состава: российская колея шире европейской. В результате «Сапсан» стал шире, выше и просторнее обычных Velaro. Поезд тестировали в экстремальных погодных условиях, что вызывало недоумение представителей Siemens. «Сначала немцы не понимали, зачем оценивать поезд при таких температурах, как –40 и +40,— вспоминает Надежда Минеева, руководитель направления по сертификации ВНИИЖГ. — Чтобы нас понять, им надо было самим увидеть, что такое наша зима, и что она делает с техникой». Кузов вагонов необходимо было утеплить: он должен сохранять тепло в случае внезапной поломки и отключения обогрева. В компактных европейских странах такой проблемы нет: вдоль железнодорожных маршрутов много населенных пунктов — пассажирам есть где укрыться и обогреться, да и экстремальные морозы там редки. В России же даже между Москвой и Санкт-Петербургом встречаются пустынные места, где при форс-мажоре можно полагаться только на внутренние ресурсы поезда. В ходе работы над проектом российско-немецкая команда получила более 60 патентов. Благодаря внесенным изменениям «Сапсан» стал наиболее надежным из всех поездов линейки Velaro.

К реализации проекта Siemens приступила в 2006 году. В мае 2009-го поезд испытали в реальных условиях и установили скоростной рекорд для российских железных дорог: 291 км/ч на постоянном токе. В декабре 2009-го началась коммерческая эксплуатация «Сапсана». В том же году РЖД подписали с Siemens контракт на 30-летнее техническое обслуживание поездов. С 2011 по 2014-й немецкий концерн изготовил для России еще восемь «Сапсанов».

Сегодня 16 поездов «Сапсан» курсирует по маршрутам Москва — Санкт-Петербург (15 раз в сутки) и Москва — Нижний Новгород (раз в день). За год они перевозят 5,5 млн пассажиров, то есть на «Сапсан» приходится каждая двадцатая железнодорожная поездка в России.

Сотрудничество РЖД и Siemens не ограничивается работой над «Сапсаном»: в 2009-м национальный железнодорожный перевозчик поручил немецкому партнеру разработку скоростных электричек. На основе Siemens Desiro была сконструирована и в 2013 году запущена по регулярным пригородным маршрутам российская «Ласточка». Первая серия этих электропоездов была выпущена в Германии, а с 2013-го их производством по лицензии Siemens занимается компания «Уральские локомотивы». Эта же компания в будущем возьмет на себя локализацию высокоскоростных поездов.

7 июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме компании РЖД, «Уральские локомотивы» и Siemens подписали контракт на расширение парка «Сапсанов». Партнеры договорились о поставке 13 высокоскоростных электропоездов. Стоимость контракта составляет €1,1 млрд, включая сервисное обслуживание сроком на 30 лет.

https://hbr-russia.ru/partner_cases/siemens/nemetskie-poezda-s-rossiiskim-harakterom

2019-05-27T18:15:54.562+03:00

Harvard Business Review Россия

Mon, 10 Jun 2019 13:29:16 GMT

Немецкие поезда с российским характером

Создавая «Сапсан» в середине 2000-х, РЖД и Siemens совместили лучшие наработки российских и европейских специалистов.

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Читать полностью

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия