Партнерский проект «Кейсы компаний»

«Кейсы компании» Siemens на «Harvard Business Review Россия»

«Зеленая» энергия для Галапагосских островов

О компании

ООО «Сименс» является головной компанией «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. В этих странах концерн работает по всем традиционным направлениям своей деятельности, присутствует более чем в 40 городах и является одним из ведущих поставщиков продукции, услуг и комплексных решений для модернизации ключевых отраслей экономики и инфраструктуры. ООО «Сименс» насчитывает около 3000 сотрудников. Оборот в 2018 финансовом году (по состоянию на 30 сентября) составил 1,0 млрд. евро.

«Зеленая» энергия для Галапагосских островов

8 октября 2019

Использование дизельного топлива на архипелаге, входящем в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, чуть не обернулось экологической катастрофой. Для защиты природы островов компания Siemens разработала электростанцию, работающую на энергии солнца и орехового масла.

Галапагосские острова, принадлежащие Эквадору, славятся уникальным разнообразием флоры и фауны. Слоновые черепахи, голубоногие олуши, конолофы, галапагосские бакланы и пингвины — вот лишь несколько из десятков редких видов животных, населяющих архипелаг.

Более 40 лет этот регион считается территорией всемирного наследия ЮНЕСКО и 35 лет — биосферным заповедником. Несмотря на высокий статус, экология островов постоянно подвергается опасности. До 2019 года за подачу электричества в местные отели и жилые дома отвечали дизельные генераторы — шумные и загрязняющие атмосферу. Дополнительный фактор риска представляли собой танкеры, подвозящие в заповедник топливо для электростанций. В 2001 году один из них потерпел крушение, и 3 млн литров «дизеля» вылилось в океан у берегов архипелага, отравив акваторию и вызвав гибель животных, в том числе 60% местных игуан. Менее чем через год произошла еще одна подобная авария.

Чтобы сохранить за регионом статус объекта Всемирного наследия, в 2007 году правительство Эквадора запустило «Инициативу по прекращению использования ископаемого топлива на Галапагосских островах», которая предусматривает в том числе замену старых дизельных электростанций на современные «зеленые».

Найти подрядчика для строительства новой электростанции на острове Исабела, самом большом в архипелаге, удалось не сразу: потенциальные претенденты понимали, что спроектировать стабильно работающую «зеленую» станцию на удаленном острове — задача непростая. После нескольких лет поисков власти Эквадора достигли соглашения с немецкой компанией Siemens. В декабре 2015 года контракт на строительство был подписан и работа закипела.

Проект требовал нестандартного подхода по нескольким причинам. Нужно было обеспечить бесперебойную работу электростанции даже в условиях вулканической и сейсмической активности, максимально сократить маршрут перевозки топлива по воде и учесть дальнейшее расширение мощностей: каждый год за счет притока туристов и прироста населения потребность в электричестве растет на 5—10%. Учитывая эти требования, Siemens предложила проект гибридной системы электроснабжения мощностью 1,2 МВт с двумя источниками энергии: солнцем и топливом из ятрофного масла. Система состоит из нескольких элементов: фотоэлектрического комплекса для преобразования солнечной энергии мощностью 952 кВт-пик (в него входит 3024 солнечные панели); биотопливных генераторов, которые обеспечивают энергией в пасмурное и темное время (всего предусмотрено пять генераторов мощностью 325 кВт каждый, которые функционируют на топливе из масла местного растения ятрофа куркас); интеллектуальной системы управления для поддержания стабильной работы станции (в нее входят 84 модуля аккумуляторных батарей на 660 кВт для плавного перехода из солнечного режима в топливный и наоборот).

В апреле 2016-го специалисты Siemens взялись за проектирование. Чтобы точно спланировать границы электростанции и правильно разместить ее элементы, была создана трехмерная модель будущей станции. В мае того же года началась закупка компонентов оборудования. В декабре в Гамбурге стартовали первые испытания: они проводились на макете, повторяющем размеры комплекса на острове Исабела. Специально для испытаний из Эквадора привезли 5 тыс. литров ятрофного масла.

Когда стало понятно, что все части станции работают бесперебойно, оборудование отправилось на Исабелу. Для транспортировки предстояло найти суда, которые имели право передвигаться по территории заповедника. Поскольку на острове не было причалов, приспособленных для тяжелых грузов, Siemens разработал специальную методику для выгрузки на берег материалов общим весом около 600 тонн.

Установка и запуск комплекса прошли без проблем: специалисты заранее позаботились о доставке из Азии, Европы и США инструментов для работы на выветренных лавовых породах, а оборудование, проверенное еще в Германии, требовалось лишь немного отрегулировать. Полное включение электростанции состоялось в мае 2018-го: дизельные генераторы были плавно отключены и остров перешел на новый источник электроэнергии. Параллельно с запуском проходило обучение сотрудников.

На весь проект ушло около трех лет — его сдали властям Эквадора в октябре 2018-го. Сейчас Siemens продолжает обслуживать станцию удаленно: в случае неполадок специалисты центра Siemens MindSphere свяжутся с ее персоналом и помогут устранить проблемы.

Как и планировалось, гибридная станция позволила Галапагосским островам сохранить статус территории всемирного наследия ЮНЕСКО, а также сократить ежемесячный выброс CO2 на 85 тонн. По словам главы подразделения распределенных энергосистем Siemens Джона Ковача, технологии компании, не оказывающие вредного воздействия на климат, помогут защитить природу Галапагосских островов. «Поставленная нами локальная энергосистема, — объясняет он, — пока не имеет аналогов в мире и позволит нашему заказчику в долгосрочной перспективе решить актуальные экологические задачи».

«Зеленое» топливо на острова доставляется из материковой части Эквадора — там построили завод по производству ятрофного масла. Даже в случае крушения танкеров риск навредить экологии теперь сведен к минимуму: ятрофа разлагается намного быстрее, чем нефтепродукты.

Жителей архипилага — как людей, так и животных — больше не беспокоит громкий гул генераторов: комплекс оснащен системой шумоподавления и уровень шума не превышает 30 дБ. Разница со старыми генераторами такая же, как между шумом режущей ножовки и разговором на пониженных тонах.

За создание галапагосской электростанции компания Siemens получила награду Smarter E — 2019 в номинации «Выдающиеся проекты». Эта награда вручается за решения, которые задают будущие всемирные стандарты отрасли.

https://hbr-russia.ru/partner_cases/siemens/zelenaya-energiya-dlya-galapagosskih-ostrovov

2019-10-08T16:35:06.736+03:00

Harvard Business Review Россия

Tue, 08 Oct 2019 13:37:46 GMT

«Зеленая» энергия для Галапагосских островов

Использование дизельного топлива на архипелаге чуть не обернулось экологической катастрофой.

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Читать полностью

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия