На правах рекламы

Цифровизация бизнеса через облака: как это работает

1 июня 2018|

Переводя свой бизнес на цифровую платформу, обычные компании все чаще превращаются в «айтишные», набирая в свой штат разработчиков ИТ-решений. Тут же у них возникают новые потребности в вычислительных мощностях и гибком управлении ими. Нужно ли покупать для этого дополнительное оборудование или лучше воспользоваться облачным сервисом? Ответ во многих случаях очевиден.

Облачные сервисы меняют облик современного бизнеса независимо от того, идет он осознанно по пути диджитализации или нет. Во-первых, они сокращают затраты. «Экономия на CAPEX» – эта потертая уже на многочисленных презентациях фраза снова заиграла красками после «черного понедельника» и очередной девальвации рубля: покупать оборудование для выполнения поставленных бизнесом перед ИТ-службой задач стало еще дороже. В то же время цены на облачные услуги отечественных провайдеров не изменились. Более того, в облаках можно в кратчайшие сроки развернуть целую ИТ-инфраструктуру с работающими на ней информационными системами по заказу. Распробовав это «блюдо», бизнес стал все чаще его приобретать: рынок «инфраструктура как сервис» в России растет на 30–40% в год, опережая мировые темпы.

Во-вторых, облака делают бизнес гибким. Обслуживание собственной ИТ-инфраструктуры, даже виртуализированной, сопряжено с достаточно высокими рисками и затратами, особенно если собственных мощностей внезапно перестает хватать, а сотрудники не могут решить нетипичную для их профиля задачу, – тогда как у провайдера в распоряжении есть целый ЦОД, специалисты различных профилей и готовые варианты настроек на любой вкус. Добавление серверов, подключение новых сервисов или, наоборот, отказ от неактуальных занимают минуты. В гонке за time to market (сокращением времени вывода нового продукта на рынок) это дает существенное преимущество.

В-третьих, изменяются требования к персоналу. Если с настройками в веб-интерфейсе операторского облака может справиться любой сисадмин, то зачем держать в штате высококлассных специалистов с немалыми зарплатами? Более того, последние тренды говорят о том, что даже приложения на стороне клиента скоро смогут собирать обычные пользователи, а не программисты. А это значит, что компания получит возможность своими силами делать что угодно, вплоть до внедрения новых моделей бизнеса за считанные дни.

Есть все, что нужно

Говорят, что российский рынок облачных услуг отстает от мирового в среднем на 6 лет – и это правда. Но, говоря про отставание, мы обычно имеем в виду меньший уровень проникновения публичных облаков в бизнес и недостаточную поддержку провайдерами самых передовых тенденций, таких, как модель Pay as you go (платить по мере пользования сервисом), которая пока составляет только 2–3% от всего объема и стоимости инфраструктуры.

Практически все основные виды облачных услуг доступны в России. Более того, поскольку они действительно приходят в страну позже, мы благополучно пропускаем этап экспериментов с новыми технологиями: все уже было опробовано на Западе, и там с учетом опыта эксплуатации созданы действительно работающие модели. О востребованности этих технологий бизнесом говорит тот факт, что с 2012 по 2017 год мировой рынок облачных сервисов вырос в 6,5 раз и достиг, по данным Gartner, 260 млрд долл.

Сейчас облака в полной мере способны поддержать «цифровизацию» компаний, то есть перевод бизнеса на цифровые платформы для соответствия требованиям работы в условиях «Индустрии 4.0». Предиктивная аналитика, Big Data, блокчейн, Low code (платформы для разработки приложений), промышленный и «обычный» интернеты вещей, искусственный интеллект и машинное обучение – все это закладывается в инфраструктуру цифровой компании с учетом специфики бизнеса, и почти все это так или иначе связано с облаками.

Ограничения

Давно прошли те времена, когда CIO (главный ИТ-менеджер компании) или CEO (главный директор) говорили: «Мы не будем передавать на сторону провайдера никакие свои данные, потому что мы не доверяем другим компаниям». Время и рынок научили правильно оценивать риски и искать возможности в новых технологиях. Причины отказа от публичных облаков теперь четко определены, и среди них нет места тезису «я не верю в это».

Не все данные можно выносить в публичное облако. Есть категории данных, которые нельзя выпускать за пределы защищенного периметра компании. Это может быть гостайна, конфиденциальная информация, персональные данные граждан и т.п.

Не все задачи можно решать в публичном облаке. Как вынести защищаемую критическую инфраструктуру в дата-центр провайдера? Никак – ей там не место.

Не все задачи выгодно решать в публичном облаке. Иногда бывает, что компании дешевле проводить некие действия на имеющемся оборудовании силами своих сотрудников, чем покупать сервис.

Клиенты, имеющие такие ограничения, часто выбирают так называемые гибридные облака, когда часть данных хранится и обрабатывается в их частных облаках, а часть – в публичных. Хороший пример показывает ритейл, который вынужден следовать требованиям защиты чувствительной информации и в тоже время не может не пользоваться публичными сервисами в силу природы своего бизнеса. Дело в том, что в периоды пиковых нагрузок – это сезонные распродажи, «черные пятницы», предпраздничные дни – нагрузка на их системы обработки заказов возрастает в несколько раз. Покупать и обслуживать серверы и хранилища данных с большим запасом только для того, чтобы они полностью использовались несколько раз в год? Слишком дорого. Поэтому ритейл берет вычислительные мощности в облаках тогда, когда ему это нужно.

По дороге к «Индустрии 4.0»

В России традиционно самыми передовыми технологиями пользуются сотовые операторы. Их товар – это данные, а жесткая конкуренция научила их постоянно искать новые способы на них заработать, предоставляя клиентам все более широкий спектр услуг. Поэтому они не скупятся ни на RnD, ни на ЦОДы.

«БиЛайн» вывел на рынок новый сервис BeeCLOUD, предоставляющий клиентам готовую ИТ-инфраструктуру в облаке. Используя его, клиент сможет моментально разворачивать виртуальные серверы заданной конфигурации, автоматически масштабировать мощности в зависимости от текущей нагрузки и создавать ряд дополнительных сервисов для оптимизации работы.

Эта услуга относится к востребованной категории IaaS (Infrastructure as a service, инфраструктура как сервис) и обладает присущими ей преимуществами: сокращение издержек на построение и развитие инфраструктуры, нулевой CAPEX, сокращение time to market (сокращение времени вывода продукта на рынок), простота управления сервисом и высокая защищенность.

За первый месяц к BeeCLOUD подключились около 1000 компаний среднего и крупного бизнеса из разных областей. Особенно интересным решение стало для цифровых компаний и тех, кто имеет в своем составе разработчиков – инструменты сервиса подобраны с учетом их задач. И в этом есть резон: сейчас многие российские бизнесмены уже поняли, что тот, кто не успеет за темпами «диджитализации», проиграет, как проиграли традиционные мануфактуры фабрикам.

«Билайн» предоставляет услугу из собственного сертифицированного по TIER 3 дата-центра на территории России. Стандартный SLA 99,9% выделяет оператору не более трех часов на решение возникающих проблем. «Железная» часть вычислительной инфраструктуры ЦОДа – оборудование HP Enterprise. В основе решения лежит разработанная партнером «БиЛайна» платформа Ormuco, на разработку которой ушло более 1 млн. человеко-часов. Статус «Билайна» как оператора персональных данных, соответствие облака требованиям закона о защите персональных данных и сертификация ЦОДа по высшей категории надежности позволяют говорить о том, что клиентские данные будут в безопасности.

В компании называют несколько преимуществ BeeCLOUD. Среди них: предоставление таких облачных сервисов, как объектные хранилища, балансировщик сетевой нагрузки, инструменты обеспечения безопасности и т. п. Практически мгновенное создание вычислительных мощностей для горизонтального масштабирования приложений. Наличие набора средств «из коробки» для создания высокодоступных приложений без единой точки отказа. И, наконец, возможность управления инфраструктурой напрямую из кода (infrastructure as code), включая возможности автомасштабирования.

Сервис пока рассчитан на большие компании – для МСБ готовится «коробочное» решение, которое будет выпущено на рынок чуть позже. Обычно клиент разворачивает 5–7 серверов. С закупкой своего оборудования на это ушло бы 5–7 дней, здесь же – менее 5 минут. Точно так же легко их отключить для сокращения затрат: использование ресурсов тарифицируется по часам. Если у заказчика уже есть виртуальные серверы или даже свой ЦОД или дата-центр, BeeCLOUD станет не заменой, а дополнительным инструментом при минимальных инвестициях. В любом случае, у заказчика есть 30 дней тестового периода для принятия решения.

https://hbr-russia.ru/partnyerskie-materialy/na-pravakh-reklamy/769961

2018-06-01T10:00:50.000+03:00

Harvard Business Review – Россия

Tue, 29 May 2018 12:10:20 GMT

Цифровизация бизнеса через облака: как это работает

На правах рекламы

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия