В Китай со своим опиумом | Большие Идеи

・ Феномены

В Китай со
своим опиумом

В мире растет влияние религии, и больше всего — в странах, где церковь модернизирована и «правильно» отделена от государства.

Автор: Евгения Чернозатонская

В Китай со своим опиумом

читайте также

Мы учимся лучше, когда учимся вместе

Джейн Даттон,  Эмили Хифи

Как и зачем развивать творческое мышление у некреативных людей

Светлана Борисова

Почему хороший руководитель должен быть человечным

Жаклин Картер,  Расмус Хогард

Семь стратегий для эффективной работы специалистов по продажам

Андрис А. Золтнерс,  Прабакант Сина,  Салли Лоример

Чтобы получше понять умонастроения современного Китая, два американца поехали в Шанхай, подружились с образованными «новыми китайцами» и напросились к ним в гости в воскресенье утром. Они хотели попасть на собрание одного из многих тысяч домашних кружков по изучению Библии. В просторной квартире господина Вонга люди пели те же гимны, что и в протестантских церквях Америки, но под скачанную из интернета музыку. После религиозного караоке — проповедь одного из членов кружка. В ней сквозила одна тема: страны, где много христиан, могущественнее прочих. Значит, распространять христианскую веру в официально атеистическом Китае — патриотический долг новых элит.

Нашими путешественниками были главный редактор Economist Джон Миклетвейт и шеф вашингтонского бюро Адриан Вулдридж (один католик, другой — атеист). Вместе они написали книгу «God is Back: How the Global Revival of Faith is Changing the World» (Бог возвращается: Как расцвет религии меняет мир). Проанализировав историю последних десятилетий и статистику стран Азии, Африки и обеих Америк, авторы утверждают: религии все сильнее влияют на общественную жизнь — везде, кроме Западной Европы. Атеизм Старого Света они объясняют историческими причинами. Со времен французского Просвещения и особенно после того, как восставшие массы покончили с господством аристократии и монархии, философы передовых стран всерьез задумались над ролью религии в обществе. Расхожее объяснение — опиум народа — принадлежит Карлу Марксу. Но окончательный удар по позициям религии нанесли научные теории: дарвинизм и психоанализ Фрейда.

В итоге Западная Европа стала столь же неверующей, как Советский Союз.

А на другой стороне Атлантики население, напротив, все сильнее льнет к церкви. Для американца, живущего, скажем, в Техасе, заявить, что он не верит в Бога, столь же неприлично, как для жителя мусульманской Мекки или Джидды.

Почему же вопреки предсказаниям просвещенных философов религия не уходит на обочину истории? Данные естественных и социальных наук свидетельствуют о ее пользе для человека и общества. Недавно за изучение мозга верующих — буддистов и католических монахинь — взялись нейробиологи. Выяснилось, что во время медитации или молитвы синхронизация нейронов достигает небывалых значений. Медицинская статистика говорит, что среди заболевших болезнью Паркинсона доля неверующих гораздо выше, чем в обществе в целом. По данным демографов, регулярное посещение церкви увеличивает продолжительность жизни на 2—3 года. А о роли религии в исправлении нравов вряд ли стоит напоминать.

Статистика свидетельствует: при прочих равных воцерковленные в среднем богаче атеистов. Экономист из MIT Джонатан Грубер приводит несколько вероятных объяснений этой закономерности. Во-первых, те, кто регулярно ходят в церковь, обладают добавочным социальным капиталом: взаимное доверие между прихожанами весьма высоко, поэтому им легче вступать в деловые отношения, и, значит, их трансакционные издержки ниже. Кроме того, они психологически поддерживают друг друга. Во-вторых, возможно, в детстве они посещали хорошую церковную школу, где их научили прилежанию и привили тягу к образованию. И в-третьих, верующие легче переносят тяжкие труды, которыми наполнена наша жизнь, и потому в итоге выигрывают.

Понятие социального капитала позволяет разгадать главную загадку современной религиозности: почему Европа и Америка движутся в противоположных направлениях по отношению к церкви. Отчасти это связано с уровнем социальных завоеваний: чем больше благ бесплатно предоставляет государство, тем меньше людям нужна поддержка общины. Добавочный социальный капитал, приобретаемый в церкви, заменяется помощью государства. Кстати, в США в период с 1933 по 1939 год, когда государство подняло соцобеспечение на новый уровень, церковная благотворительность сократилась сразу на 30%.

Современные американские церкви весьма преуспели в роли социальных антрепренеров. Вооружившись всеми навыками современного менеджмента, они твердо проводят в жизнь главный принцип управления корпорацией: «интересы клиента превыше всего». Прихожанам помогают и советом — как преодолеть алкогольную зависимость или сбросить вес, и делом. Огромная евангелическая церковь Willow Creek в богатом пригороде Чикаго за свои средства ремонтирует пожертвованные автомобили и распределяет их среди неимущих. Она же устроила для прихожан десятки «групп по интересам»: от вегетарианцев до рокеров. Все это обеспечивает стабильный прирост паствы.

Миссионеры США успешно перенесли свою модель церкви в разные уголки планеты. Но в деле распространения веры не меньших успехов добились их конкуренты из Саудовской Аравии. Им удается поддерживать ислам во многих странах Черной Африки, Юго-Восточной Азии и Европы. Мусульманские проповедники «на местах» объясняют, как ценности ислама помогут преуспеть и добиться высокого положения в обществе.

Но из той же Саудовской Аравии произрастает и другая ветвь мусульманства: фундаментализм. И эта одна из причин, по которой ислам проигрывает христианству: в современном мире немодернизированная, традиционная религия становится мишенью серьезных атак. Другая причина — та, что мусульмане считают истинным лишь арабский текст Корана, а его перевод — жалкой адаптацией для малообразованных масс. Но эта книга трудна даже для владеющих арабским языком — замечают авторы.

Миклетвейт и Вулдридж приходят к выводу, что конфликты нынешнего столетия чаще, чем, скажем, 40 лет назад носят религиозный характер. Кто-то даже объявил XXI век аналогом-наследником XVII столетия — времени опустошительных религиозных войн. Надо ли нам опасаться апокалиптического сценария? — задают вопрос авторы. Ответа на него, разумеется, никто не даст, но то, что политики должны лучше понимать роль религии в разных обществах, можно считать доказанным этой книгой. Это первый из ее выводов. Второй же таков: чтобы быть сильной, церковь должна быть весьма современной — ей следует вникать во все аспекты жизни прихожан, в том числе экономические и профессиональные, говорить с ними на одном языке, давать ответы на новые и старые вызовы. И управляться такая церковь должна тоже современно. Опыт построения церкви «с нуля», в частности, история Чикагской Willow Creek, возникшей в 1973 году, а сейчас насчитывающей 10 тысяч прихожан, показывает: в этой работе нельзя пренебрегать сегментацией потребителя, стратегией и контролем качества. Миклетвейт и Вулдридж принципиально не говорят, хорошо или плохо, что церкви растут и становятся все влиятельнее. Зато они убедительно доказывают, что «религиозный спрос» растет там, где есть плюрализм предложения.