Гены, среда или воля | Большие Идеи

・ Феномены

Гены, среда
или воля

Что делает нас теми, что мы есть

Автор: Елена Пименова

Гены, среда или воля
Фото: Vika Wendish / Unsplash

читайте также

«CEO нет нужды быть идеальным, если его хорошо дополняет партнер»

Джон Герзема,  Уилл Джонсон

Почему компании не любят экспериментировать

Ариели Дэн

Откуда берутся «серые кардиналы»

Мария Макарушкина

По карману ли вашим клиентам мобильная реклама?

Джеймс Гросс,  Крис Болман

Рецензия на книгу Дэвида Линдена «Почему люди разные: научный взгляд на человеческую индивидуальность». Альпина нон-фикшн, 2022.

Более 100 лет назад Эдвин Слоссон, университетский преподаватель в США, провел в аудитории эксперимент. Из коробки извлекли бутылку, обложенную ватой. Показывая эту бутылку студентам, экспериментатор объявил, что в ней находится вещество с довольно сильным запахом, незнакомым большинству людей. По словам ведущего, цель эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, с какой скоростью запах распространяется в помещении, и он попросил студентов поднимать руку, как только они его почувствуют. Слоссон откупорил бутылку, смочил ватку водой из бутылки, демонстративно отворачивая нос, и включил секундомер. Через 15 секунд большинство из сидящих в первом ряду подняли руки, а через 40 секунд «запах» заполнил уже всю аудиторию, после чего эксперимент пришлось остановить, так как некоторые зрители собрались покинуть помещение «из-за вони». При этом примерно четверть присутствующих запаха так и не почувствовала.

За прошедшие 100 лет эксперименты по вербальному внушению, касающиеся обоняния, проводились неоднократно, и всегда результат был примерно тем же: реакция испытуемых, вне зависимости от того, какие именно запахи предлагалось почувствовать, варьировалась, выявляя различия в степени внушаемости и воображении среди присутствовавших.

Каждый человек осознает себя как индивида, обладающего, с одной стороны, качествами, присущими всему роду человеческому, а с другой — своими собственными, выделяющими его среди остальных людей. Что определяет характерный именно для данной личности набор индивидуальных свойств и черт характера — гены, воспитание и окружение или способность поступать по своей воле вопреки воздействию извне и заложенным изначально биологическим особенностям? Американский профессор нейробиологии в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе, Дэвид Линден, исследующий процессы в человеческом мозге, написал книгу о том, что и как влияет на индивидуальность и делает нас теми, что мы есть. Он рассматривает разные составляющие: рост и масса тела, расовая и национальная принадлежность, пол и сексуальность, восприятие вкусов и запахов, память и когнитивные способности, сон и сновидения, личные предпочтения и поведенческие черты. В отношении каждой из этих составляющих делаются предположения и выводы о том, определяется ли она врожденными особенностями организма или случайной природой его развития, чтó‎ зависит от полученного жизненного опыта, а чтó‎ — от воли человека.

Истоки индивидуальности пытаются понять антропологи и психологи, историки и философы, лингвисты, литературоведы, художники. Но за последние несколько десятков лет так сложилось, что фундаментальные аспекты этой темы: вопросы развития, генетики и пластичности нервной системы человека — перешли в ведение биологов, располагающих точными инструментами и методами. И выясняется, что многолетний спор о том, что больше влияет на индивидуальность, наследственность или среда, в корне неправомерен: оказывается, что в природе генов — меняться в процессе приобретения опыта. Причем опыт — это не только очевидные вещи вроде воспитания и обучения, но и другие, очень разнородные события и факты: перенесенные нами заболевания (и даже заболевания матери во время беременности); время года, на которое пришлось рождение, погодные условия в младенческом возрасте; питание и бактерии, которые нас населяют; воздействие культуры и технологий.

Большинство исследуемых признаков, как поведенческие (например, застенчивость, агрессивность, щедрость, креативность), так и структурные (например, рост, масса тела, склонность к сердечным заболеваниям), формируются при взаимодействии наследственных и ненаследственных факторов. «Гены и опыт …в некоторых случаях они усиливают друг друга», — пишет Линден. Это подтверждают случаи адаптивных генных изменений у людей, живущих в четко ограниченных популяциях: образ жизни и окружающая среда могут привести к эволюционным изменениям в генах; при этом качества, обусловленные такими генными изменениями, усиливаются тренировкой навыков, необходимых для данного образа жизни. Так, генетика народов баджо и мокен, обитающих в прибрежных районах Юго-Восточной Азии, чья жизнь зависит от добываемой из морских глубин пищи, определяет некоторые необходимые для длительного пребывания под водой свойства: увеличенный размер селезенки, способность к снижению частоты сердцебиения и трансформация глазного хрусталика, улучшающая подводное зрение, а привычная для них деятельность еще больше развивает эти особенности.

Важно понимать, что когда говорится «такой-то признак определяется генетически», чаще всего имеется в виду сочетание нескольких, а чаще — довольно большого количества генов. Нет какого-то одного гена, определяющего рост человека. Рост взрослого — результат взаимодействия сотен генов, к тому же скорректированный образом жизни человека: например, недостаток питания в детстве скажется на росте.

Многие данные о соотношении наследственности и опыта были получены с помощью близнецового метода: изучаются сходства и различия черт однояйцевых близнецов, как выросших и воспитанных вместе, так и разлученных в младенчестве (неверно, что однояйцевые близнецы — точные копии друг друга; каждый индивидуален). Полученные с помощью этого метода данные показывают, что часть индивидуальных черт — врожденная. Но врожденные черты со временем развиваются и либо усиливаются, либо слабеют по мере того, как накапливается опыт. Ожидания и воспоминания, которые фильтрует система чувств, в свою очередь, влияют на саму эту систему. Таким образом, наследственность, опыт и развитие, взаимодействуя друг с другом, делают человека уникальным.

Выясняется, что среда играет совсем небольшую роль в формировании человека — это подтверждают и результаты близнецового метода, и другие исследования по изучению черт личности. Однако такие свойства характера, как альтруизм, способность делиться с другими и прочие виды социального поведения довольно сильно определяются именно средой. А вот религиозность — это черта, в которую существенный вклад вносят и генетика, и среда: гены могут сделать человека религиозным, но не определят веру, и будет ли он индуистом, язычником или католиком, зависит от родителей и общества. При этом социальный опыт влияет на человека биологическим путем, производя изменения в мозге. Когда сеансы психотерапии снимают негативные поведенческие проявления, можно заметить изменения в мозге.

Существует еще один важный фактор, не связанный ни с наследственностью, ни с приобретенным опытом. Это фактор случайности развития, в особенности касающаяся сборки мозга (в мозге около 100 млрд нейронов, на каждый приходится в среднем по 5 тыс. связей с другими нейронами, итого около 500 трлн связей, что задает огромную вариативность такой сборки); Линден полагает, что случайность развития вообще свойственна организму. Таким образом, индивидуальность — не просто итог «борьбы природы и воспитания», а скорее результат наследственности, взаимодействующей с опытом и прошедшей сквозь решето случайности развития.

Человек склонен считать себя созданием, обладающим свободой воли; индивидуальность для нас связана с чувством автономности, ощущением себя как источника собственных действий. Но исследования показывают, что это трюк, который проделывает с человеком мозг: по большей части поведение не регулируется сознанием. «В большинстве случаев — от хорошей памяти до наследственности личностных качеств — люди считают, что они (и другие) обладают большей степенью автономии и свободы воли, чем на самом деле», — утверждает автор. Но то, что каждый человек уникален, бесспорно. Индивидуальные различия в восприятии окружающего таковы, что каждый из нас живет в собственном мире. Дэвид Линден формулирует это так: «Моя клубника отличается от вашей, а мой сыр гауда от вашего сыра гауда».