Интернет-видео лучше текста? | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Интернет-видео
лучше текста?

Можно сказать, что печатное слово остается основной технологией убеждения в течение последних пяти столетий.

Автор: Роджер Мартин

Интернет-видео лучше текста?

читайте также

Менеджеры и лидеры — синонимы или антонимы?

Абрахам Залезник

Какой отдел продаж нам нужен?

Золтнерс Эндрис,  Лоример Сэлли,  Прабхакант Синха

Ловить персонал Сетью?

Артем Кумпель

Что делать, если работа кажется вам бессмысленной

Ребекка Найт

читайте также

На переговорах с советом директоров Skoll Foundation умница Крис Андерсон, неизменный куратор TED, напомнил: чтобы охватить 50 000-ную аудиторию одному человеку необходимо прочитать 500 лекций перед 100 людьми, и чтобы это реализовать, нужно потратить примерно год. Используя технологии TED можно донести информацию до такого же количества слушателей всего за 6 часов.

Это заставило меня задуматься об истории ведущих технологий и методов влияния и убеждения. Вернемся на 500 лет назад — тогда главным способом передачи информации была речь, точнее сказать, ее особая форма: убеждающий рассказ. Но она не позволяла так уж легко распространять информацию. Человек с хорошей идеей и желанием кого-либо убедить должен был физически присутствовать перед аудиторией и не имел даже микрофона, так что аудитория эта была небольшой, что ограничивало эффективность воздействия и не позволяло убедить в своей правоте большое количество людей.

Самый лучший способ сделать этот метод эффективным — сочинить по-настоящему интересный и увлекательный рассказ. Тогда находился человек, который записывал слова оратора от руки, чтобы затем его можно было зачитать перед небольшими группами в других местах. Наиболее успешным и популярным текстом в мире тогда была Библия.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Гуттенберг изменил все. В середине XV века он создал революционную технологию для распространения информации: печатный станок. В итоге появился экономически эффективный способ продвигать идеи: напечатать как можно больше копий и распространять их повсюду. Книги стали основным методом убеждения. И сопутствующие товары, такие как газеты и журналы, использовали ту же технологию: сформулировать свои аргументы, набрать их, распечатать многочисленные копии и распространить.

Можно сказать, что печатное слово остается основной технологией убеждения в течение последних пяти столетий. Поскольку печать была доминирующей формой распространения информации, ее до сих пор считают передовой (я тоже так думал, пока не послушал Криса Андерсона). Мол, «Гамлет» на сцене в Стратфорде, это, конечно, круто, но куда круче книга издательства Penguin, разошедшаяся по всему миру многомиллионными тиражами.

Однако, хорошенько подумав, я понял, что все не так уж просто. В свое время это действительно был недорогой способ распространять контент. Но у него есть и два серьезных минуса. Во-первых, книги не так убедительны, как аудиовизуальная информация. Для обычного человека напечатанный на бумаге «Гамлет» не соответствует «Гамлету» на сцене в Стратфорде. Почему? Дело в том, что нас стараются в чем-то убедить на бумаге только в течение последних 500 лет. С точки зрения эволюции, печатные аргументы — это все еще довольно новая технология, и, кажется, мы предпочитаем использовать старую (можно сказать, даже древнюю).

Во-вторых, если книга уже написана, понадобится много усилий, чтобы подготовить ее подкорректированную версию, а выпущенный фолиант, журнальная статья или газетная колонка и вовсе никогда не изменятся. Чтобы исправить написанное, нужны силы и время — если же вы хотите исправить устную речь, просто поменяйте слова местами и вперед.

Так Гуттенберг предложил миру серьезный компромисс: пожертвовать эффективностью убеждения и его гибкостью, а взамен посулил большие возможности для распространения контента. Мир принял условия сделки, и все жили долго и счастливо в течение 500 лет.

Потом в начале ХХ века появилось кино, которое было поначалу довольно примитивно, но оно всем понравилось, пусть даже и без звука. Визуальная информация более убедительнее, чем слова, а потом пришел звук, а за ним и цвет. Люди ринулись в синематограф. Такие киноленты как «Полуночная Жара» или «Угадай, кто придет к обеду» серьезно повлияли на жизни простых людей.

С появлением фильмов технология распространения тех же пьес заметно упростилось: огромное количество людей может смотреть их экранизации и при этом не требуется каждый раз по новой привлекать актеров. Однако для бизнеса эта инфраструктура была довольно обременительной. Нужно было арендовать кинотеатр и фиксировать время показа, а это доставляло определенные неудобства: люди, которых вы хотели в чем-то убедить, должны были тратить деньги и время. Тем не менее подобный способ распространения идей быстро обретал популярность, приносил огромные прибыли и подарил публике множество любимых кинозвезд.

Читайте материал по теме: Экономика: настала ли пора менять парадигму?

Это был лишь первый этап в победоносном шествии новой технологии. Когда интернет обеспечил гибкое, повсеместное и почти бесплатное распространение информации, мир получил YouTube и выступления на платформе TED. Охват убеждаемых людей практически безграничен, реципиент информации не платит ни гроша и сам выбирает удобное ему время и место просмотра.

Но самое главное: интернет использует эволюционно предпочтительный способ передачи информации — аудиовизуальный.

TED Talks и YouTube — это не принципиально новые технологии убеждения. Они представляют собой систему распространения контента, заточенную под аудиовизуальную информацию. Теперь у нас есть выигрышный способ убеждения, проверенный веками, в сочетании с новой, непревзойденной технологией охвата аудитории.

Поскольку я посвятил невероятное количество часов убеждению печатным словом, то мне последние тренды внушают беспокойство. Неужели мой бизнес сходит со сцены? Может быть. Но я мыслю рационально и считаю, что убеждение все еще требует определенной аргументации. Моя способность генерировать убедительные аргументы, которую я развиваю уже много лет, все еще важна и существенно не меняется. Но, вероятно, мне придется смириться с мыслью, что книга, статья, или даже сообщение в блоге может оказаться устаревающим методом.

Читайте по теме: