Почему прогнозы ошибаются? | Большие Идеи

・ Наука

Почему
прогнозы ошибаются?

Как устранить типичные проблемы, возникающие при прогнозировании будущего

Автор: Александр Чулок

Почему прогнозы ошибаются?
Фото: Mark König / Unsplash

читайте также

Что делать, если вы не нравитесь боссу

Лайан Дэви

Компании чаще умирают от обжорства, чем от голода

Ник Тэслер

Должен ли предприниматель лгать?

Дэниел Айзенберг

История рекламного ролика, рассказанная гендиректором SodaStream

Бирнбаум Даниэль

В 1900 году перед знаковой выставкой «Экспо» в Париже группа видных инженеров, ученых, дизайнеров объединилась, чтобы сделать прогноз на ближайшие 100 лет. Результатом стала серия восхитительных картинок-карточек, охватывающих практически все сферы жизни: от охоты и спорта до школы и парикмахерских. Только вот ожидания визионеров не оправдались: к 2000-м годам не было ни подводных гонок на гигантских барракудах, ни строительства городских кварталов по нажатию архитектором пары кнопок, ни загрузки знаний из учебников прямо в мозг ученикам в школе. На протяжении ХХ века лучшие мыслители и предприниматели — от Альберта Эйнштейна до Билла Гейтса — регулярно ошибались в своих высказываниях относительно будущего.

События последних лет подогрели интерес бизнеса и общества к прогнозам и форсайтам. В результате почти каждый стал считать себя серьезным экспертом, и отличить в экспоненциально растущем потоке предсказаний научно обоснованные оценки от пересказа газетных заголовков или компиляций отчетов, сделанных программами-ботами, становится все труднее. Оставляя за скобками длинный разговор о том, как «надо» осуществлять прогнозирование и работу с будущим на базе научно обоснованного форсайта, остановимся на разборе типичных проблем прогнозирования и рекомендациях по их устранению.

Будущее в тумане: баланс спроса и предложения

Проблемы. Определить объект и цели исследования будущего — задача нетривиальная. Часто заказчики прогнозов хотят узнать «все и сразу» о своей отрасли, продуктах, технологиях, конкурентах и в конце получить ответ на вопрос «Что мне с этим делать дальше?». В противовес им исполнители могут ориентироваться либо на слишком узкие задачи, ограниченные их возможностями и инструментарием, либо, наоборот, «витать в облаках» футурологии без привязки к ограничениям действительности.

Выбор горизонта прогнозирования также имеет свои особенности: слишком «приземленный», например два-три года, во многих случаях не позволит увидеть картину с «высоты птичьего полета» и разглядеть «лес за деревьями»; слишком отдаленный, 20—30 лет, может быть оторван от реальности, а его результаты с трудом применимы на практике. Не стоит сбрасывать со счетов и разницу в продолжительности планов ключевых стейкхолдеров: бизнеса и государства. С начального этапа инновационного и научно-технологического развития в современной России они расходились иногда втрое: два-три года против семи-десяти лет.

Рекомендации. Найти баланс спроса и предложения лучше в самом начале проекта — например, обговорив с заказчиком, как должен выглядеть конечный результат, обсудив все вплоть до развернутой структуры отчета или финальной презентации. При выборе оптимального горизонта прогнозирования, по опыту проведения большинства успешных форсайтов, стоит ориентироваться на полтора-два жизненных цикла выбранного объекта. Для развития города или страны это может быть и 15, и 20, и 40 лет, для быстрорастущих рынков, например NFT или прикладного применения ИИ, — пять-семь лет.

Бритва Оккама и бриллианты Поппера: подбор нужной методологии

Проблемы. Традиционно представителями научных школ по изучению будущего были те, кто опирался на принципы математического моделирования, построения сложных моделей и расчетов, ориентировался на эмпирику — результаты опросов различных экономических агентов, в том числе компаний и исследовательских центров, и те, кто апеллировал к гению отдельных личностей. Ни один из этих подходов не лишен серьезных недостатков. Модели, даже самые совершенные, часто базируются на жестких предпосылках, которые редко выполняются, особенно в условиях новой реальности, расчеты чувствительны к наличию и качеству входных данных, а формулы порой бывает сложно понять даже подготовленному пользователю. Экспертные подходы во многом зависят от корректно выстроенных критериев отбора специалистов, уровня и масштаба их знаний и их готовности до конца пройти весь методологический путь. А отдельные яркие таланты могут блестяще «угадать» будущее, как, например, Жюль Верн, описавший полеты человека в космос, погружение в пучины океана или возможности видеосвязи, а могут сильно ошибиться, как лорд Кельвин, заявивший в 1900 году, что в физике уже больше ничего не изобрести.

Объединяющей платформой для разных подходов к работе с будущим стал форсайт, зародившийся более 70 лет назад. На начальных этапах своего развития в России, 10—15 лет назад, когда многие стейкхолдеры — представители государственных компаний, крупных частных предприятий, а также министерств, ведомств и регионов — только начинали использовать форсайт, часто встречающиеся методические ошибки были связаны со смещением набора применяемых инструментов в сторону менее ресурсозатратных и более «наглядных», игротехнических, таких как экспертные панели, форсайт-сессии, форсайт-марафоны и проч.

В этот же период сформировалось во многом однобокое представление о форсайте исключительно как об «экспертном» методе, основанном на выявлении и систематизации позиций отдельных специалистов, которые часто даже не были отобраны по прозрачным и научно обоснованным критериям. Рост популярности термина «форсайт» в России привел к тому, что его стали использовать применительно к любому мероприятию, связанному с обсуждением будущего.

Рекомендации. Современный классический форсайт включает в себя более 80 методов и инструментов — как заимствованных, например у социологов, маркетологов, эконометристов и макроэкономистов, так и получивших собственное развитие — таких, скажем, как масштабный опрос экспертов Дельфи, разработка сценариев, в том числе шокирующих, анализ трудно предсказуемых событий — джокеров, построение системных дорожных карт с многочисленными увязанными между собою уровнями-слоями. Главное ноу-хау качественной методологии работы с будущим — комбинация методов и продуманная последовательность их применения. Мировой гуру форсайта — член экспертной панели российского Прогноза научно-технологического развития Рафаэль Поппер рекомендует использовать методы из четырех граней созданного им ромба-бриллианта, отражающих креативность (анализ джокеров, научная фантастика, прогнозы гениев), доказательность (математические модели, библиометрический и патентный анализ, бенчмаркинг), экспертизу (углубленные интервью, опросы) и взаимодействие (форсайт-сессии, фокус-группы, семинары и конференции).

Если проект крупный, скажем долгосрочный национальный прогноз, то количество используемых методов может достигать 10—12, причем некоторые из них можно применять на протяжении всего исследования — это углубленные интервью или форсайт-сессии, предваряющие создание сценариев, затем опросы экспертов и разработка моделей, а в конце — закрывающие экспертные мероприятия. Попытки «сократить путь», заменяя полноценный цикл проведения форсайта на урезанную версию, приводят к девальвированию результатов, и профессиональное сообщество это быстро замечает.

Не стоит забывать, однако, что зарубежные методологии, даже хорошо зарекомендовавшие себя в других странах, могут не подойти для того или иного государства, отрасли или компании. Их импорт требует учета особенностей экономики, уровня технологического развития, инновационной культуры, качества институтов и многих других параметров. В большинстве комбинаций хорошо работает старый, но проверенный подход, известный как Бритва Оккама. Он состоит в сочетании анализа глобальных трендов с охватом по методу 360 градусов, оценки «точки отсчета» (текущих заделов, возможностей) и вовлечения стейкхолдеров — представителей государства, бизнеса, общества, науки и вузов, то есть тех, кому в будущем нужно будет использовать результаты прогноза.

Трудности перевода: общее понимание облика будущего

Проблемы. Даже в рамках одного языка прогнозы можно излагать на разных «диалектах» (или, точнее, в разных стилях): канцелярите, понятном чиновникам; корпоративно-деловом, используемым управленцами компаний; научном, применяемым исследователями; футурологическом или экспертно-аналитическом. Одно и то же описание на этих «диалектах» будет звучать по-разному: «словил лося», «ушел в минус», «не выполнил KPI» — формулировки отличаются, а смысл — нет.

Если не прийти к единому пониманию облика будущего, можно оказаться в положении строителей Вавилонской башни, которым не хватило совсем немного для ее завершения. Такое часто происходит на экспертных мероприятиях: участники собираются, говорят каждый о своем и расходятся. А «воз» остается на месте.

Рекомендации. Классический форсайт позволяет снять языковые ограничения за счет систем межотраслевых таблиц, оценки кросс-эффектов, хорошо подготовленных форсайт-сессий и принципа обязательного вовлечения представителей всех групп стейкхолдеров, а не только тех, кого «удалось пригласить». При этом не стоит забывать, что стейкхолдеры могут существенно отличаться друг от друга — по возрасту, критическим позициям, видению мира, отношению к техническому прогрессу (техно-оптимисты против консерваторов или неолуддитов) и т. д. — и это влияет на язык, которым они пользуются.

Чтобы перекинуть всем понятные мосты из будущего в настоящее, в крупных исследованиях часто прибегают к помощи профессиональных модераторов, психологов, социологов. Не менее важно, достигнув консенсуса или зафиксировав «особые мнения», положить результаты в основу дорожной карты, интегрировав их в систему принятия решений заказчика и стейкхолдеров. Лучше озаботиться этим в начале проекта, вместе обсудив ожидания от результатов и пути их дальнейшего использования.

***

Самое важное в исследовании будущего — регулярность. Здесь, как в спорте: не стоит ожидать моментального эффекта, один раз сходив в спортзал. Да и заниматься лучше с опытными тренерами, то есть с профессионалами по классическому форсайту. Многие зарубежные компании и часть российских уже сформировали у себя систему прогнозирования и планирования, основанную на принципах форсайта, осуществляющую регулярный мониторинг трендов, рынков, продуктов и технологий и позволяющую быстро адаптироваться к вызовам нового времени.  

Конечно, избежать всех ошибок на практике не получится, а может, и не стоит, ведь порой, чтобы чему-то научиться, нужно пройти весь путь самому. Но понимая, где при работе с будущим можно столкнуться с проблемами, и зная, как их обойти или устранить, чувствуешь себя немного уверенней в завтрашнем дне.