Как подготовить бизнес к жизни после пандемии | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как подготовить бизнес к жизни
после пандемии

Пять шагов, которые нужно предпринять руководителю

Авторы: Карстен Лунд Педерсен , Томас Риттер

Как подготовить бизнес к жизни после пандемии
Фото: PM Images/Getty Images

читайте также

Как избавиться от надоевших дел

Джордан Коэн,  Джулиан Биркиншоу

Можно ли заработать на науке?

Гэри Пизано

The Myths of Life

Сделайте так, чтобы ваша новая идея выглядела не такой пугающей

Уитни Джонсон

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия оформить подписку.

Наряду с серьезным медицинским и гуманитарным кризисом, вызванным пандемией коронавируса, руководители по всему миру сталкиваются с огромными проблемами в области бизнеса: резким падением потребительского спроса, значительными изменениями требований регулирующих органов, нарушениями в цепочках поставок, безработицей, экономическим спадом и ростом неопределенности. И аналогично медицинской и гуманитарной стороне кризиса бизнес также нуждается в восстановлении. Действовать наугад не получится: организации сейчас должны заложить основу для своего восстановления.

Согласно теоретику в области управления Генри Минцбергу, стратегия состоит из 5 «П»: плана, приема, поведения, позиции и перспективы. Мы использовали эту структуру, чтобы предложить наши собственные 5 «П»: позицию, план, перспективу, проекты и подготовку. Вы можете руководствоваться следующими вопросами, работая над тем, как оправиться от кризиса.

1. Какую позицию вы можете занять во время и после пандемии?

Чтобы принимать разумные стратегические решения, вы должны понимать позицию своей организации. Кем вы являетесь на рынке, какую роль играете в экосистеме и кто ваши основные конкуренты? Также вы должны понимать, куда движетесь. Можете ли вы свернуть работу и снова открыться после окончания пандемии, ничего не меняя? Можете ли вернуть упущенное? Обанкротитесь вы или сможете снова стать лидером рынка, воспользовавшись событиями во время карантина?

Мы слышали о многих компаниях, в том числе из сферы туризм, гостиничного бизнеса и организации мероприятий, сомневающихся в том, что они смогут выжить по окончании пандемии. Мы также слышали о компаниях, чей рост ускорился благодаря высокому спросу на их ценностное предложение. К ним относятся производители оборудования для домашних офисов, инструментов общения и сотрудничества через интернет, а также компании, доставляющие товары на дом. Из-за этих факторов устойчивость компаний отличается. Чтобы наметить вероятную позицию по окончании пандемии, нужно начинать действовать уже сейчас.

2. Каков ваш план восстановления?

План — это порядок действий в направлении позиции, которую вы надеетесь занять. В нем должно быть изложено, что необходимо сделать сегодня для достижения ваших целей завтра. В текущем контексте вопрос заключается в том, что вы должны сделать, чтобы пережить кризис и вернуться на рынок по его окончании.

Отсутствие плана только усилит дезориентацию в и без того непонятной ситуации. Планируя шаги, которые вы намерены предпринять, мыслите широко и глубоко, учитывая долгосрочную перспективу.

3. Как изменится ваша культура и идентичность?

Перспектива позволяет понять, как организация видит мир и себя. Вполне вероятно, что в результате пандемии ваша культура и идентичность изменятся. Кризис может объединять людей и способствовать коллективному сопротивлению, но может и разъединять: один не доверяет другому и интересуется главным образом самим собой. Важно учитывать, как может развиваться ваша перспектива. Насколько подготовлена ваша организация, чтобы справиться с кризисом? Объединит текущая ситуация сотрудников или разобщит? Будут ли они смотреть на организацию по-другому по окончании кризиса? Ответы на эти вопросы продемонстрируют, чего вы можете достичь к концу пандемии.

4. Какие новые проекты вам нужно запустить, реализовать или координировать?

Ваши ответы на выше заданные вопросы укажут на ряд проектов по решению проблем, связанных с коронавирусом. Задача в том, чтобы установить приоритеты для инициатив, которые обеспечат успех организации в будущем, и координировать их. Остерегайтесь начинать многочисленные проекты, зависящие от одних и тех же критических ресурсов, например, конкретных топ-менеджеров, или конкретных отделов, например, ИТ. Реализуя слишком много новых инициатив, вы можете столкнуться с войной за ресурсы, которая задержит или сведет на нет вашу стратегическую реакцию.

5. Насколько вы подготовлены к реализации планов и проектов?

И, наконец, необходимо оценить подготовку организации. Готовы ли вы к осуществлению намеченных проектов, особенно если большая часть вашей организации перешла на удаленную работу? Мы видим значительные различия в подготовке на индивидуальном, командном, организационном и национальном уровнях. Доступные ресурсы, а также скорость и качество процессов принятия решений значительно отличаются, и эти различия будут определять, кто достигнет успеха, а кто нет.

Имейте в виду, что потребители запомнят, как вы вели себя во время кризиса. Например, повышение цен в период дефицита может значительно повлиять на отношения с потребителями в будущем. Коронавирус оказал беспрецедентное влияние на мир — и худшее еще впереди. Компании должны действовать сегодня, если хотят вернуться к нормальной работе в будущем. Так они помогут восстановиться и миру в целом — и, мы надеемся, что мир благодаря этому станет более устойчивым.

Об авторах

Карстен Лунд Педерсен (Carsten Lund Pedersen) — доцент факультета маркетинга Копенгагенской школы бизнеса (Дания), исследует стратегии цифровизации в сфере B2B, вопросы автономии сотрудников и маркетинговые стратегии во времена перемен.

Томас Риттер (Thomas Ritter) — профессор рыночной стратегии и развития бизнеса факультета стратегии и инноваций Копенгагенской школы бизнеса (Дания), исследует инновационные бизнес-модели, рыночные стратегии и управление рынками.

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.