Золотой стандарт «Полюса»: единая система подготовки рабочего персонала | Большие Идеи

・ Кейсы компаний

Золотой стандарт «Полюса»: единая система подготовки
рабочего персонала

Как ПАО «Полюс» трансформировало и вывело на новый уровень систему обучения производственных кадров

Золотой стандарт «Полюса»: единая система подготовки рабочего персонала

читайте также

То, что вы едите, отражается на эффективности вашей работы

Рон Фридман

Продолжится ли китайский рост?

Аллен Моррисон,  Дж. Стюарт Блэк

Почему вашей компании нужен руководитель нового типа

Патрик Спеннер

Как искусственный интеллект будет лечить депрессию

Пэри Гарг,  Сэм Глик

Партнерский материал


В настоящее время компаниям приходится адаптироваться к происходящим переменам и учиться существовать в новых условиях: технологии постоянно совершенствуются, требования к бизнесу со стороны государства и мирового сообщества становятся все более строгими. Чтобы организации могли эффективно работать в такой среде, компетенции сотрудников должны соответствовать текущим требованиям, а обучение должно быть выстроено таким образом, чтобы максимально качественно готовить персонал, способный справляться с вызовами, которые встают перед компанией.

Со времен СССР количество учебных заведений, специализирующихся на подготовке рабочего персонала, значительно сократилось, и лидирующую роль в этом процессе приняли на себя учебно-курсовые комбинаты предприятий. В то же время методическая база, учебные материалы, а также подходы к подготовке рабочих значительно устарели, их требования и содержание перестали соответствовать производственным и технологическим процессам. Обучение стало формальностью: его проходили ради «корочки».

В 2017 году российская золотодобывающая компания «Полюс» приступила к масштабному изменению системы подготовки производственных кадров. Запустив этот проект, она первым делом проанализировала исторические особенности системы, ее состояние и мировые тренды, а также собственную бизнес-стратегию.

Выявив недостатки существующей системы, «Полюс» начал планировать ее трансформацию. Было решено начать с обновления методической базы. Для этого следовало сформировать единые требования к знаниям и навыкам сотрудников, проведя анализ выполняемых ими трудовых действий. Предстояло также увеличить охват персонала необходимым обучением и повысить уровень квалификации преподавательского состава.

В первую очередь были разработаны матрицы профессиональных стандартов, в которых были определены единые требования к знаниям и умениям, необходимым рабочим разных разрядов и специальностей для того, чтобы максимально эффективно выполнять те или иные трудовые действия. Начальный этап проекта охватил 124 профессии. На базе матриц профессиональных стандартов компания создала учебно-методические комплексы по профессиям, в них вошли обучающие материалы, в том числе презентации, пособие для самостоятельного изучения и тетради для отработки практических навыков.

Большое внимание было уделено профессионализму преподавателей: новый подход к образованию требовал повышения квалификации сотрудников учебно-курсовых комбинатов. Компания пересмотрела методы передачи знаний и провела обучение преподавательского состава.

Стандартизация процесса подготовки производственных кадров позволила «Полюсу» выровнять качество обучения рабочего персонала на всех предприятиях, а значит, расширить возможности ротации персонала между бизнес-единицами без потери уровня квалификации.

Следующей задачей стало увеличение охвата обучением сотрудников рабочих профессий. Важно было сделать так, чтобы отвлечение персонала от текущих задач оказывало минимальное влияние на производственные процессы и цели. Решая эту задачу, компания стала развивать дистанционное обучение и наиболее востребованные курсы переводить в электронный формат. Рабочие получили возможность учиться как с собственного мобильного устройства, так и из компьютерного класса на базе учебно-курсового комбината, причем не в строго определенное время, а когда им удобно, в том числе в межвахтовый отпуск. Теперь, если после прохождения дистанционного курса материал освоен не полностью или у человека остаются вопросы, можно обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю учебно-курсового комбината.

Не все сотрудники сразу оценили возможности, которые открывало перед ними дистанционное образование. В начале часть персонала отказывалась устанавливать на свои мобильные устройства необходимые для учебы приложения. Чтобы преодолеть сопротивление, «Полюс» провел информационную кампанию, в рамках которой проходили открытые встречи по обучению кадров на производствах, конкурсы с разнообразными призами и другие мероприятия. В итоге сотрудники поняли, что обучение удобно им самим.

Очевидно, что подготовка производственного персонала не может состоять только из теории — для эффективной работы особенно важны практические навыки. Развивать их в полной мере позволяет только обучение на рабочем месте. Чтобы повысить качество практической части учебной программы, «Полюс» решил пересмотреть подход к наставничеству.

Традиционно наставниками в компании становились люди, которых руководители участков или мастера считали наименее занятыми. Оказавшись в роли наставника по поручению начальства, работники были лишены мотивации и не заинтересованы в качественном обучении новичков. «Полюс» изменил подход к этому процессу, сделав акцент на добровольном участии и значимости статуса наставника. Теперь, чтобы выступать в этой роли, человек должен отвечать ряду требований: более трех лет быть в профессии, более полугода работать в компании, не нарушать правила охраны труда и подтвердить уровень своей профессиональной квалификации. Сотрудники, которые соответствуют этим критериям, перед назначением проходят курс по наставничеству и сдают соответствующие экзамены. Согласно новым правилам наставник при взаимодействии с наставляемым ориентируется на разработанный для этих целей чек-лист, который позволяет систематизировать передачу знаний.

Статус наставника дает человеку возможность получать доплату, размер которой зависит от ставки, количества смен, отработанных во время обучения, результата сдачи подопечным квалификационного экзамена. Участие в наставничестве влияет и на оценку результативности по итогам года.

Сегодня весь производственный персонал проходит в «Полюсе» через систему наставничества при стажировке на рабочем месте, получении новой профессии, повышении разряда, освоении смежной специальности или новой техники. Кроме того, наставники активно участвуют в подготовке студентов, проходящих производственную практику.

Основные этапы трансформации системы обучения рабочего персонала были завершены в 2020 году. В итоге полноценной перестройки «Полюс» внедрил единый стандарт качества профессиональной подготовки кадров, создал собственную систему дистанционного обучения, возродил систему наставничества и, главное, обеспечил качественным и единообразным обучением всех сотрудников рабочих профессий.