Четыре принципа глубинного интервью | Большие Идеи

・ Стартапы

Четыре принципа глубинного
интервью

Зачем и как проводить интервью с клиентами

Автор: Маргарита Былинина

Четыре принципа глубинного интервью
Фото: Quino Al / Unsplash

читайте также

Воспитанные девочки ничего не просят

Бэбкок Линда,  Лашевер Сара,  Мишель Гельфанд,  Смолл Дебора

Что делать, если вы не согласны со своим боссом

Джозеф Гренни

«Для победы над бедностью нужно каждый год инвестировать $2 трлн»

Книги

Никольская Вера подготовила

В статье «Как найти бизнес-идею, с которой не страшен кризис» я рассказала о первом шаге на пути к собственному бизнесу — выдвижении гипотез. Вторым шагом должна стать проверка выдвинутых предположений. Чтобы правильно оценить свою идею и лучше узнать целевую аудиторию, следует провести глубинное интервью. Ценно ли для людей то, что вы предлагаете? Чего им не хватает? Хотят ли они что-то улучшить? Узнав ответы на эти вопросы, вы поймете, как доработать идею.

Отбирая кандидатов для интервью, проще всего пригласить тех, кто по собственной инициативе оставляет развернутые отзывы о совершенной покупке. Если таких клиентов у вас еще нет, можно сделать рассылку и объяснить людям, о чем вы хотите их расспросить, зачем это вам и что опрашиваемые получат взамен.

Распространенный и удобный формат интервью — по Skype или Zoom. Так легче согласовать время, а встречу можно без проблем записать, предварительно предупредив об этом всех участников.

Принципы проведения интервью

1. Задавайте вопросы о потенциальном клиенте, а не о собственной компании или идее/продукте. Постарайтесь узнать предпочтения человека, его привычки и проблемы. Важно понять, какой опыт был у вашего собеседника, собрать важные для бизнеса потребительские характеристики, нужды и желания людей. Не стоит заставлять опрашиваемых делать предположения, расспрашивать об их собственных представлениях, побуждать говорить о перспективах, связанных с вашим продуктом.

2. Задавайте открытые вопросы, предполагающие развернутый ответ. Это позволит вам получить максимум информации и — в случае устного общения — продолжить разговор.

3. Задавайте уточняющие вопросы. Это особенно важно, если вы проводите интервью вживую, а не путем анкетирования. Старайтесь получить как можно больше конкретной информации.

Предположим, клиент сообщает вам: «‎Да, я уже пробовал обучаться в онлайн-школах, но меня не устроило качество преподавания и формат». В таком случае стоит уточнить: «Что конкретно вас не устроило в качестве преподавания? Что не понравилось?» Важно не задавать сразу два разнонаправленных вопроса. Сначала стоит выяснить, что не так с качеством преподавания, и только потом — с форматом.

4. Планируйте разговор. Если интервью проходит в формате беседы, следует заранее составить ее план. Задача — сделать так, чтобы человек дал вам как можно больше ценной информации. Помните: качественный опросник — самый мощный инструмент на этом этапе. Вопросы должны быть точно нацелены на проверку вашей гипотезы.

Примеры-конструкции вопросов для глубинного интервью

• Как часто вы делали это за последний год? (обращались к психологу, подбирали курсы)

• Как вы решаете эту проблему или задачу сейчас? Как вы сейчас делаете это? (продаете свои услуги, выбираете школу для ребенка, корректируете вес)

• Расскажите, как вы последний раз делали это. Как это происходило? (участвовали в фотосессии, покупали одежду в интернет-магазине)

• С какими трудностями вы столкнулись при этом? Каковы последствия? Что пытались делать для решения проблемы? (когда пробовали сбросить вес, подобрать диету, запустить рекламу)

• Сколько денег вы сейчас тратите на решение этой проблемы? (обучение, тренировки в спортзале, оплату сервиса)

• Что для вас важно при выборе/покупке этого продукта? (одежды в интернет-магазине, услуг психолога, выборе врача)

Научиться общаться с клиентами так, чтобы получать от них максимально актуальную информацию о бизнес-идее или товаре, поможет книга «Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все вокруг врут» Роба Фитцпатрика. В ней говорится не только о том, как составлять вопросы, но и о том, как правильно интерпретировать ответы клиентов.

Когда вы получите информацию от потенциальных клиентов, вы сможете:

• скорректировать идею с учетом потребностей реальных людей;

• разработать эффективное предложение, актуальное для вашей целевой аудитории;

• запустить бета-версию продукта и проверить жизнеспособность бизнес-идеи в целом и продукта в частности уже в действии;

• выстраивать бизнес-процессы (продвижение, продажи, обслуживание, сервис) более точно и целенаправленно.

Найти идею, с которой не страшен кризис, не так уж сложно. Гораздо труднее реализовать ее так, чтобы красивая идея и проверенная гипотеза не остались на бумаге. Но любой путь начинается с первых шагов. Формулировка и проверка гипотез — и есть эти шаги.