ИИ+ЭИ: как алгоритмы могут развить эмоциональный интеллект | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

ИИ+ЭИ: как алгоритмы могут развить
эмоциональный интеллект

Зачем использовать искусственный интеллект для развития мягких навыков

Авторы: Брайан Пластер , Дэниел Лаймон

ИИ+ЭИ: как алгоритмы могут развить эмоциональный интеллект
Иллюстрация: Michael Dziedzic / Unsplash

читайте также

Как на самом деле должно работать менторство

Максим Белухин

Вездесущая «цифра»

Иансити Марко,  Карим Лакхани

Испытание цифрой

Линус Дахландер,  Мартин Уоллин

Чем Facebook похож на Listerine

Майкл Чвэ

Споры о том, может ли искусственный интеллект (ИИ) заменить человека на рынке труда, часто сводятся к удобному объяснению, легко совмещающему два полюса: ИИ станет за человека выполнять монотонную ручную работу, а человек будет прекрасно заниматься всем, что связано с «мягкими» навыками — например, творческими коммуникациями и выстраиванием отношений. Отчасти это верно (и человек, и машина будут выполнять ту работу, которая отвечает их сильным сторонам), но такое объяснение, наверное, слишком упрощает представление о роли ИИ в нашей профессиональной жизни. Мы считаем, что ИИ будет помогать людям в их задачах, в том числе повышать эмоциональный интеллект, развивать «мягкие» навыки и навыки межличностного общения.

Благодаря достижениям в распознавании эмоций, обработке текстов на естественном языке и распознавании образов (компьютерном зрении) и с применением в дополнение к этому наработок в области психологии и лингвистики ИИ научился лучше выявлять, анализировать и обрабатывать сигналы, относящиеся к интонации, громкости голоса, мимике, зрительному контакту, жестам и множеству других невербальных составляющих коммуникации.

Если подключить ИИ к анализу переговоров с клиентами в форме голосовых или видеозаписей или в виде текстовых сообщений, он сможет обобщить сложные разрозненные и часто малопонятные данные и обнаружит закономерности эффективной коммуникации, которые нельзя заметить невооруженным глазом. Возможные направления применения этих технологий не ограничиваются сферой продаж и работы с клиентами. Сильные коммуникативные навыки необходимы во многих профессиональных сферах, в том числе относящихся к руководству, публичным выступлениям, управлению продуктом, онлайн-терапии, преподаванию, изучению языков — да и в сфере ухода за пациентами будет полезен ИИ, который сможет оценивать эмоциональный интеллект. Действительно, к 2026 году совокупный объем рынка систем разговорного ИИ и инструментов распознавания эмоций превысит $55 млрд.

Успех с эмоциональным интеллектом и ИИ

С тех пор как Джон Майер и Питер Саловей впервые предложили определение эмоционального интеллекта, описав его как «тип социального интеллекта, определяемый способностью отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и руководствоваться этой информацией в своих суждениях и действиях», ученые и компании стараются развеять флер загадочности вокруг «умения ладить и располагать к себе людей». Данные подтверждают, что эмоциональный интеллект — достоверный индикатор будущего профессионального успеха.

Исследование Йельского университета показало, что эмоциональный интеллект помогает нам принимать более удачные решения в работе. Еще одно исследование из Гарварда продемонстрировало, что эмоциональный интеллект оказывается более эффективным показателем для прогнозирования успеха команды, чем IQ. А кроме того, согласно результатам десятилетнего исследования в Google под названием Project Oxygen, эмоциональный интеллект имеет большее значение для успеха руководителя, нежели IQ и технические компетенции. Принципиальный вывод заключается в следующем: эмоциональный интеллект не менее важен, чем любой из «твердых» навыков, и если уделять ресурсы его развитию, это пойдет на пользу результатам всей команды и каждого в отдельности.

Чтобы повысить свой эмоциональный интеллект, специалисту нужно работать над своей осознанностью и эмоциональным самоконтролем и одновременно уметь находить соответствующий подход к клиенту с учетом его эмоционального состояния. И речь идет не только о контексте происходящего диалога и считывании ситуации, но и о всех прошлых взаимодействиях с человеком и общих целях. ИИ поможет упростить этот процесс для специалистов по работе с клиентами: он не только будет предлагать подсказки об эмоциональном состоянии человека на том конце провода, но и смоделирует разговор.

Эти идеи имеют особое значение в принципиально важной сегодня сфере сопровождения клиентов, ведь каждый менеджер по сопровождению клиента (CSM) управляет $2—5 млн годовой регулярной выручки (ARR) и часто находится за пределами США. И здесь понимание культурных особенностей и личностного профиля заказчиков из США оказывается определяющим для успеха.

Это, в частности, поняли руководители Gainsight, одной из ведущих платформ в области сопровождения клиентов в районе залива Сан-Франциско. Здесь анализ эмоционального интеллекта встроен в процесс найма и адаптации сотрудников, а сейчас проводится экспериментальный проект в одной из команд по сопровождению клиентов в Индии.

В Gainsight используют Gong и Zoom для записи переговоров менеджеров команды CSM в Индии с клиентами из США, затем данные загружаются на платформу разговорного ИИ для анализа и оценки особенностей восприятия, эмоциональных реакций и личностного профиля клиентов. После этого данные помещаются в тренажер-имитатор, используемый для подготовки других менеджеров к будущим переговорам с клиентами в регионе. Такая настройка для общения в подходящем информационном и эмоциональном ключе позволяет менеджеру отдела CSM быстрее приходить к взаимовыгодным решениям.

ИИ и эмоциональный интеллект в действии

Компания Gong в сфере аналитики данных о продажах исследует клиентские взаимодействия продавцов, чтобы помочь им более эффективно строить коммуникации и закрывать больше сделок. Gong использует машинное обучение и алгоритмы обработки текстов на естественном языке для индексации электронной переписки и видеозвонков и получения на основе количественных клиентских данных качественной информации — с учетом полученных выводов разрабатываются более эффективные презентации и более убедительные и созвучные клиенту формулировки. Gong отнюдь не маленький стартап, проповедующий возможности ИИ. Стоимость компании недавно была оценена в $7,25 млрд, и среди ее клиентов такие компании, как Accenture, LinkedIn, Service Titan, Slack, PayPal, Zillow и многие другие.

В начале 2020 года, когда из-за пандемии пришлось по всему миру вводить локдауны, в Zillow стали использовать Gong — в помощь специалистам отделов продаж при переходе от личных контактов к работе онлайн. В Zillow создавали видеообзор и по данным трекеров Gong анализировали, какие ключевые фразы помогают закрывать больше сделок. А еще с помощью Whisper, продукта Gong, позволяющего выводить сравнительные рейтинги специалистов команды продаж в зависимости от результатов их работы, в компании стали отслеживать, в чем отличие стиля коммуникаций и презентации самых успешных сотрудников от всех остальных и что можно закрепить в качестве лучших практик.

Еще один пример — платформа BenchSci, которая помогает фармкомпаниям и исследователям в осуществлении клинических испытаний. Вице-президент по сопровождению клиентов Майк Иган считает важным, что его команда должна сама предлагать клиентам нужную им поддержку в нужное время, чтобы те становились проповедниками их продукта. Поскольку фармкомпании по соображениям конфиденциальности и безопасности не могут записывать онлайн-совещания, в BenchSci стали работать с платформой разговорного ИИ и отслеживать сигналы из электронной почты, заявок в службу поддержки и опросов. Платформа позволяет проводить поведенческий и личностный анализ эмоционального состояния клиента и помогает специалисту по поддержке находить нужный подход и более качественно работать с каждой заявкой.

ИИ-системы с циклом обратной связи

Поскольку клиентские взаимодействия имеют огромное значение, сфера сопровождения клиентов становится благодатной почвой для внедрения ИИ-моделей с циклом обратной связи: выводы об эмоциональном состоянии клиентов формируются до, во время и по завершении разговора с ними. В этом подразделе мы по отдельности рассмотрим каждый этап пути и определим, как ИИ помогает повысить уровень эмоционального интеллекта.

До разговора с клиентом. У менеджеров по сопровождению клиентов должны быть возможности для отработки и подготовки коммуникаций до начала разговора, особенно если можно определить тип обсуждаемого вопроса. Идет ли речь о продлении контракта? О расторжении по инициативе клиента? О повышении класса обслуживания?

Если вы уже общались с клиентом прежде, у Cyrano.AI есть запатентованная технология, позволяющая анализировать предшествующие обсуждения и составлять профиль, описывающий стиль общения, выявляемые приоритеты и задачи и даже считываемый уровень заинтересованности по показаниям последней беседы. Если оценить эмоциональные моменты и понять, как они влияют на мотивацию, можно корректировать презентацию с учетом типа личности клиента и его отклика.

Во время разговора с клиентом. Руководители направлений по обслуживанию и сопровождению клиентов могут в режиме реального времени получать обратную связь и рекомендации, которые помогут им более результативно закрывать сделки, работать с возражениями, находить подход к недовольному клиенту. Так, с платформой Cresta благодаря функциям ИИ работники колл-центров получают синхронизированную обратную связь в виде текстовых подсказок с возможными ответами клиентам в наиболее распространенных ситуациях. В случае возражений технология дает пошаговые рекомендации, которые помогают специалисту снять вопрос. Недовольный клиент? Машина подскажет, какие ответы помогут его успокоить.

Публичная компания EarthLink с помощью Cresta модернизировала работу контакт-центра, чтобы агенты могли более чутко находить подход к клиентам. В первый месяц использования Cresta в EarthLink среднее время обработки запроса сократилось на 11%, а уровень конверсии по дополнительным услугам вырос на 124%, и это успех по любым показателям.

После разговора с клиентом. Выводы по итогам общения с клиентом — вот с чем связаны по-настоящему большие возможности, ведь ИИ может читать предшествующие диалоги и давать обратную связь по улучшению коммуникаций. По принципу позитивного цикла с обратной связью — чем больше используется ИИ, тем более точными становятся наблюдения.

Платформа Reciprocity из Сан-Франциско, одно из ведущих решений в сфере оценки рисков и комплаенса, воплощает именно такой сценарий в своей команде по сопровождению клиентов в рамках своей технологичной стратегии. Совещания с клиентами записываются в Gong, эти переговоры анализируют с помощью платформы разговорного и эмоционального интеллекта, позволяющей не только создавать личностный профиль стейкхолдеров клиентской организации на основе прошлых бесед, но и использующей методы создания текстов на естественном языке для консультирования менеджеров по поводу взаимодействия с конкретными контактами. Программа также может подбирать менеджера для переговоров со стейкхолдером клиента с учетом сходства характеров и стиля общения, чтобы было меньше сложностей в процессе закупки и согласования дополнительных позиций или объемов, а также чтобы работающие с клиентами специалисты могли вести диалог более непринужденно и эффективно.

Разумно, что компании изучают решения на базе ИИ, с помощью которых их команды могут добиться больших результатов в развитии эмоционального интеллекта и коммуникациях. Действительно, ИИ способен помочь нам повысить уровень эмоционального интеллекта за счет большей осознанности — и предложить поддержку в управлении ключевыми рабочими отношениями. Все это вместе с улучшением навыков коммуникации даст нам возможность работать более эффективно, продуктивно и проявлять больше внимания клиенту. Технология еще далека от совершенства, но она становится умнее каждый день, по мере того как появляется все больше данных и растет масштаб и сложность. С помощью таких систем наши команды повысят уровень эмоционального интеллекта, а компании станут более успешными и прибыльными.