Почему HR-аналитика не работает | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Почему HR-аналитика
не работает

Четыре проблемы, которые не позволяют HR-аналитике приносить полноценную пользу

Автор: Дмитрий Пучков

Почему HR-аналитика не работает
Фото: Craig Garner / Unsplash

читайте также

Почему бизнес теряет деньги, обращаясь к услугам консультантов

Джеймс Фултон

Проверка на аутентичность: какие качества компании нужны потребителям

Гленн Кэрролл,  Дэвид Леман,  Киран О'Коннор

Корпоративные оздоровительные программы плохо влияют на наше здоровье

Скотт Беринато

Осторожно, «зеленый пиар»!

Роберт Экклз,  Чармиан Лав

Считается, что HR-отрасль достигла уровня развития, на котором использование аналитики — обычное дело. На эту тему пишут подробные статьи, проводят целые конференции, компании с азартом демонстрируют успешные кейсы. Однако будем честны. HR-аналитика — это не табличка с количеством пришедших или ушедших сотрудников, это инструмент, который должен решать реальные проблемы бизнеса. А пересчитать количество компаний, которым удалось решить их с помощью HR-аналитики, можно по пальцам. Пока что аналитика в HR остается нерабочим инструментом, и на это есть четыре причины.

Первая причина: разговор на разных языках

У HR нет стандартизированного глоссария. Например, когда финансовый директор приходит к CEO, их разговор строится на понятных обеим сторонам терминах: contribution margin, EBITDA и так далее. Здесь нет разночтений в том, что подразумевает собеседник. Если же говорить про HR-аналитику, то каждая компания вкладывает свое авторское видение в это понятие. Простой пример: компании А, В и С могут измерять текучесть персонала тремя разными способами, включая в расчет различные метрики.

Четких рамок как в финансах нет, это мешает договориться о единых стандартах, бенчмарках и методологии. Как оценить, эффективна ли HR-аналитика в компании А, если не с чем сравнить? Компания А будет оценивать результаты по внутреннему пониманию руководителя проекта, так как нет условной «воронки», способной демонстрировать в норме ли показатели. Технически измерять метрики мы уже научились, но обрабатывать результаты и делать понятные для всех выводы — нет.

Вторая причина: отсутствие базовых инструментов

Любая аналитика — это сочетание статистики и дальнейшее прогнозирование на основе результатов. Даже на базовом уровне сбора данных сложно найти компании, которые используют технологии, позволяющие оценивать данные с нескольких точек зрения. Однако пока ситуация выглядит иначе: 25% компаний не измеряют ни одну HR-метрику, треть опрошенных измеряет одну HR-метрику (32%) и лишь у 10% есть результаты более одного показателя. Такие данные приводит компания Potok.io по итогам опроса 889 российских HR-сотрудников.

Идеально, когда в компании есть одна сводная система, позволяющая получить всю нужную информацию для разных подразделений. Например, рекрутеру может понадобиться глубокий срез по текучести персонала, HR-директору — показатели вовлеченности сотрудников в ежедневную работу, а CEO — измерить влияние производительности персонала на продажи.

Третья причина: провал в экономической трактовке HR-метрик

HR-директора зачастую оказываются «слабее» руководителей других функциональных отделов. Маркетинг или финансы уже научились оцифровывать результаты в четких и емких показателях и доказывать свою эффективность. Когда маркетолог высылает годовой отчет и демонстрирует, как увеличилось количество покупок за счет роста трафика на сайт, в это сложно не поверить.

HR-директора же в большинстве своем принимают решения интуитивно. Показателен пример в одной американской косметической компании. В этой сфере на должность продавцов-консультантов принято нанимать кандидатов, которые умеют красиво одеться и накраситься. Выбор кажется очевидным и понятным, ведь речь идет о работе в сфере косметики и красоты. У компании была задача повысить продажи, поэтому она провела исследование среди продавцов-консультантов по ряду показателей (образование, опыт работы, хобби, интересы) с целью выявить типаж наиболее успешного продавца. Выяснилось, что самые успешные продавцы в компании — это люди с широким кругозором, разнообразными интересами и высшим образованием, так как они быстрее определяют и предлагают нужный продукт для потребителя.

Бизнес требует реальных цифр, и пока сложно оцифровать взаимосвязь между операционными показателями и HR-метриками, но это точно вопрос времени.

Четвертая причина: беспорядок в действиях

В отчете Deloitte за 2017 год сказано: «Успех в аналитике потребует длительного времени и постоянных инвестиций». Сейчас же ситуация с HR-аналитикой напоминает попытки начать новую жизнь с понедельника.

Перед компаниями постоянно возникают новые проблемы: случился внезапный рост и надо срочно нанимать сотрудников, затем новых сотрудников надо сплотить и одновременно с этим укрепить вовлеченность «старичков», а еще неплохо бы разработать для всех программу повышения квалификации и так далее. Фокус внимания HR-подразделений постоянно смещается, отсюда и отсутствие планомерного долгосрочного анализа. Регулярная оценка на долгосрочной основе хотя бы одного показателя, могла бы сильно помочь HR-директорам оценить правильность своих действий.

Ситуация с HR-аналитикой пока выглядит чуть менее, чем печальной. Но случаи успешных, хоть и единичных проектов ее внедрения, все же есть. К примеру, транспортная компания UPS предоставила всем водителям портативные компьютеры, которые помогали выстраивать оптимальный маршрут на основе дорожной ситуации и адресов доставки. Также устройства подсказывали водителям, когда лучше сделать остановку или перерыв в работе, чтобы избежать транспортного коллапса. Оптимизация рабочего процесса сотрудников позволила компании сократить топливные расходы на 320 млн литров в год. Как только количество подобных примеров вырастет хотя бы в десять раз, HR-аналитика начнет приносить полноценную пользу бизнесу.

Об авторе. Дмитрий Пучков — руководитель направления HRTech в компании TalentTech, развивающей комплексные решения для объединения онлайн-образования и трудоустройства.