Как Индия совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как Индия совершила прыжок в Четвертую
промышленную революцию

Уроки цифровизации по-индийски

Авторы: Арвинд Гупта , Филип Ауэрсвальд

Как Индия совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию
Фото: Jorg Greuel/Getty Images

читайте также

Как отличить безнадежного хама от человека, которому можно помочь

Рон Каруччи

Почему люди теряют мотивацию

Дэн Кейбл

Почему настоящие лидеры должны уметь думать медленно

Мартин Ривз,  Розелинда Торрес,  Фабьен Хассан

Почему стоит завязать с командировками

Дэн МакГинн

С момента демонетизации в Индии — реформы, в результате которой из обращения были изъяты банкноты с высоким номиналом, прошло уже несколько лет. Кто-то поддержал эти перемены, другие их не поняли и раскритиковали. В анализе, проведенном нами в ноябре 2017 года, мы доказывали, что демонетизация была лишь частью более масштабной стратегической цифровой трансформации Индии. С тех пор институциональное и экономическое развитие страны ускорилось во многих отношениях, и часть изменений носила реактивный и корректирующий характер.

Несмотря на значительный рост цифровых платежей после демонетизации и тот факт, что индийские банки выпустили миллиард дебетовых карт, многие индийские потребители по-прежнему предпочитают расплачиваться наличными. Никакими мерами такая большая страна, как Индия, не сможет единовременно полностью отказаться от наличных, однако демонетизация значительно ограничила анонимность сделок и неконтролируемые денежные потоки в индийской экономике, направив их через официальный банковский канал. Сравнив текущий спрос на наличные с историческими темпами роста экономики, мы подсчитали, что в настоящее время в Индии находится в обращении приблизительно на $33 млрд меньше наличных денежных средств, чем было бы без демонетизации. (Мы получили эти цифры исходя из 20-летней тенденции темпов роста денежных средств, находящихся в обращении, с экстраполяцией ее на период после демонетизации. Разница между прогнозируемым и реальным объемом денежных средств является расчетной оценкой сокращения наличных в обращении в результате демонетизации.) Ясно, что изменения в поведении потребовали масштабной цифровизации банковских услуг и не могли произойти в один день или даже в течение одного года.

Тем временем цифровая основа второй по численности населения страны мира и крупнейшей демократии продолжает развиваться. Если сравнить сложившуюся ситуацию с той, что наблюдалась еще пять лет назад, то мы (а один из нас занимается научной работой, а другой бизнесом в области технологий и работал с индийским правительством и в его составе) считаем, что Индия совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию, и государство по-прежнему играет решающую роль в этой трансформации.

Давайте рассмотрим несколько примеров того, что получилось, а что — нет в этих масштабных реформах.

Digital India и India Stack. Инициатива Digital India возникла несколько лет назад с целью продвижения цифровой трансформации в стране и улучшения условий для граждан. Правительство нацеливалось расширить возможности использования интернета и ввести цифровую идентификацию граждан. Сегодня 99% взрослых индийцев имеют идентификационный номер Aadhaar — еще недавно такая цель казалась недостижимой.

В отличие от традиционных водительских прав или карты социального обеспечения США Aadhaar создавалась как платформа для функционирования всеобъемлющего рынка финансовых услуг, адресных социальных пособий и как бюджетный инструмент в работе с населением. Проект цифровой идентификации быстро трансформировался в систему India Stack, представляющую собой четыре интегрированных программных модуля, поддерживающих цифровые платежи, электронную систему документооборота, оказание деловых и прочих услуг и, наконец, функции получения согласия пользователей на передачу своих данных — все они увязаны с системой Aadhaar.

С появлением цифровой идентификации в сочетании с электронной системой документооборота в India Stack были открыты более 350 млн счетов Jan Dhan (с нулевым балансом). По плану правительства, счета Jan Dhan с несложной процедурой оформления и без издержек в обслуживании должны были привлечь население к использованию официальных банковских услуг. Свыше 85% держателей счетов Jan Dhan пользуются ими для получения кредитов и размещения вкладов. Учитывая, что у более чем половины населения есть смартфоны и мобильное банковское приложение, тройка сервисов Jan Dhan-Aadhaar-Mobile (или JAM) обеспечивает прочную основу для создания всеобъемлющего и доступного разным слоям населения рынка финансовых услуг. Индийское правительство, которому приходится лавировать в лабиринте офлайн-структур, чтобы связаться с получателями государственных пособий, смогло использовать инфраструктуру JAM для оперативного перечисления средств с нулевой утечкой, то есть $100, выделенные из государственной казны, в полном объеме стали поступать к получателям.

На фоне быстрого освоения India Stack правительством, бизнесом и гражданами в обществе и на законодательном уровне активно заговорили о балансе между неприкосновенностью частной жизни и инновациями, доступом к услугам и технологиям. В результате, в частности, было вынесено решение Верховного суда Индии о недопущении использования Aadhaar в частном секторе по соображениям конфиденциальности. Но ввиду огромной эффективности платформы — технология позволила открывать банковские счета всего за 55 секунд и уменьшила затраты пользователей на подключение к телекоммуникационным компаниям — правительство позднее приняло постановление, разрешающее использовать Aadhaar в частном секторе с соблюдением необходимых требований, в частности, касающихся хранения персональных идентификационных данных.

Легализация экономики и реформа налогообложения. С введением требования об использовании для идентификации банковских счетов уникальных ID после демонетизации стало меньше «безымянных» и дублирующихся счетов. Возможность отслеживать движение средств со счетов физических или юридических лиц позволило индийскому правительству выявить свыше 225 тыс. подставных компаний без признаков хозяйственной деятельности, но с большими денежными потоками. Такие компании часто используются для вывода денег и уклонения от налогов.

Данные, генерируемые цифровой экономикой, также меняют систему налогообложения физических лиц. Коэффициент динамики подоходного налога, являющийся критерием финансовой стабильности и рассчитываемый как изменение в подоходном налоге по сравнению с изменением ВВП, находится на максимально высоком за последнее десятилетие уровне 2,20. Это означает, что все больше граждан платит налоги. Для страны, где налоговая база традиционно не достигает и 10%, благодаря цифровизации появляется возможность решать долгосрочную и систематическую проблему уплаты налогов.

Демонетизация также подготовила почву для введения в июле 2017 года единого национального Налога на товары и услуги (GST). В то время в Индии отменили более 17 национальных налогов и налогов штатов, препятствовавших развитию торговли и бизнеса в стране, заменив их единым национальным налогом. Первоначально применению GST мешала излишняя сложность и другие проблемы реализации, тем не менее внедрение новой системы было быстрым и повсеместным. За первые два года свыше 12 млн предприятий встали на налоговый учет по GST.

Основную выгоду от введения GST получил малый и средний бизнес благодаря преимуществам, связанным с формализацией их деятельности. Наибольшее преимущество от легализации операций для этих компаний заключается в возможности использовать «компенсацию налога на закупку товаров для производства», что позволяет компаниям уменьшить налог с реализации товара на сумму налога, уплаченного на этапе приобретения сырья и материалов, уменьшив налоговое бремя в целом. Компании, вставшие на налоговый учет по GST, могут претендовать на кредит до $150 тыс. в государственных банках при предъявлении счетов-фактур по налогу и выписки по банковскому счету, при этом процедура одобрения займет менее часа.

Благоприятные условия ведения бизнеса. Инициативы Индии, связанные с политикой цифровизации, способствовали значительному изменению рейтинга страны в Индексе благоприятности условий ведения бизнеса Всемирного банка. Если пять лет назад Индия занимала 142 место, то в 2018 году находилась на 77-м, а в 2019 году — на 63 месте. Индийская экономика входит в десятку стран, демонстрирующих, согласно оценкам Всемирного банка, максимальный прогресс за последние годы.

Стало заметно проще получать разрешения на строительство и осуществлять международную торговлю — этому поспособствовала цифровизация и соответствующие структурные реформы. Процесс открытия и ликвидации бизнеса сегодня гораздо проще, чем прежде, что доказывает тот факт, что Индия стала третьей в мире крупнейшей экосистемой для стартапов.

Еще одним ключевым направлением цифровой трансформации Индии стало активное освоение технологий и цифровых платежей в компаниях любого размера. Индия занимает второе место в мире по количеству мобильных телефонов. Цена на смартфон базового уровня опустилась до $20, что позволило охватить различные экономические классы. Производители мобильных телефонов ухватились за эту возможность. Несколько лет назад в Индии работало два завода по производству мобильных телефонов. Более 50% жителей пользовались импортными телефонами. Сегодня в стране работает 127 заводов по производству мобильных телефонов, и один из крупнейших в мире расположен в часе езды от Нью-Дели.

Стоимость передачи мобильных данных также резко сократилась, и теперь индийцы платят около 20 центов за гигабайт в месяц. Значительную часть потребления данных можно объяснить ростом доступности местного контента и видео, однако мобильный сегмент потребительских и бизнес-услуг различного рода также показывает рост.

Политики не должны отставать. Скорость описанных нами изменений заставляет политиков идти в ногу со временем, особенно это касается конфиденциальности данных и безопасности.

Активное развитие цифровизации индийской экономики ознаменовалось подготовкой законопроекта о защите персональных данных — Indian Data Protection Framework. Он предусматривает разработку стандартов конфиденциальности данных для всех посредников или компаний, обрабатывающих, хранящих и передающих информацию частных лиц и обеспечивает дополнительные возможности для пользователей в отношении частных данных. Предполагается, что получение или использование данных может осуществляться только по решению или с ведома их обладателя. Например, если человек хочет иметь доступ к индивидуализированным схемам медицинского страхования и намерен сообщить сведения о состоянии здоровья различным страховым компаниям, он должен иметь возможность сделать это так, чтобы контролировать, какие именно данные предоставить, какие компании должны иметь к ним доступ и в течение какого времени. Это конечная цель новых принципов защиты данных, которые при полной реализации дополнят India Stack и сделают возможным более безопасный обмен данными через уникальную, безопасную и простую в использовании платформу.

Структурные изменения, о которых мы писали в 2017 году, продолжаются, иногда медленно и со скрипом, иногда внезапно и резко. Но нас вдохновляет охват и возможности этих изменений. Несмотря на препятствия и непредвиденные отклонения, Индия уверенно движется вперед, и на первый план в экономике выходят цифровые технологии.

Ведущую роль в трансформации играют инвестиции в цифровую инфраструктуру страны. В Индии, как и в других странах, политический курс не поспевает за темпами развития технологий. Возможно, Индия и совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию, однако история трансформации ее общества на волне подрывной цифровизации только начинается.

Об авторах

Арвинд Гупта (Arvind Gupta) — CEO MyGov India, член организации Eisenhower Innovation и Совета по цифровой экономике и будущему общества Всемирного экономического форума.

Филип Ауэрсвальд (Philip Auerswald) — преподаватель Школы политики и государственного управления им. Шара при Университете Джорджа Мейсона, автор книги «The Code Economy: A Forty-Thousand-Year History» (Oxford University Press, 2017).