Почему компании не любят экспериментировать | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему компании не
любят экспериментировать

Экспериментаторская деятельность

Автор: Ариели Дэн

Почему компании не любят экспериментировать

читайте также

Как делать бизнес по совести

Макс Базерман,  Энн Тенбрансел

Что делать, если вам не хочется работать после отпуска

Арт Маркман

Как укротить своего альфа-лидера

Кейт Людман,  Эдди Эрландсон

В поисках преемника: четыре проблемы при выборе нового руководителя

Маргарита Кошман,  Ярослав Глазунов

Несколько лет назад у меня в лаборатории объявилась группа маркетологов из крупной компании — производителя потребительских товаров. Они хотели, пользуясь законами поведенческой экономики, испытать новые механизмы ценообразования. Я обрадовался: компания узнает, как ее клиенты принимают решения, а мы соберем данные для научной работы. Маркетологи согласились создать несколько сайтов с разными предложениями и ценами и понаблюдать, чем они будут отличаться друг от друга в смысле количества и качества заказов и объема прибыли.

Через несколько месяцев, когда пора было запускать проект, мы собрались, чтобы обсудить последние детали. На этот раз маркетологов пришло больше. Кто-то из новых участников заметил: мы сделали столько разных предложений, что покупатели наверняка приобретут не то, что им нужно, и потратят слишком много денег. Он, конечно же, был прав. В любом эксперименте кому-то достаются вершки, а кому-то — корешки. В ответ я привел пример из области медицины. Когда тестируют новые средства химиотерапии, одни пациенты испытывают ужасные страдания ради того, чтобы другие потом мучились меньше.

Мои аргументы не очень-то подействовали. Но, признаюсь, реакция маркетологов меня в каком-то смысле впечатлила. «Мы заботимся обо всех покупателях, — сказали они, — и ни с кем не хотим обходиться нечестно». Они заспорили: надо ли жертвовать кем-то из клиентов, только чтобы узнать, как действуют новые методики ценообразования?

Маркетологам хотелось подстраховаться. Они спросили, какой подход, по моему мнению, лучше. Я сказал, что готов поделиться догадками, но они основаны на интуиции — а полагаться на нее в корне неверно. Доказательства можно получить только экспериментальным путем. В итоге я их не убедил и они отказались от проекта.

Это типичный случай. Я не раз пытался помочь компаниям с исследованиями, и, как правило, дело с треском проваливалось. Помню, в одной организации были проблемы с назначением бонусов. Я предложил провести несколько экспериментов или хотя бы опрос. Отдел кадров сказал: нет, компании не до того. Сотрудники недовольны, и руководство не хочет все уcугублять. «Но люди уже недовольны, — подумал я, — а эксперименты показали бы, как исправить ситуацию. Чем это плохо?»

Фирмы щедро оплачивают советы консультантов, которые придерживаются слишком высокого мнения о собственной интуиции. Руководители формулируют стратегии, ориентируясь на фокус-группы — рассуждения десятка людей о малопонятных материях. А вот экспериментировать, чтобы точно узнать, правильным ли курсом они идут, компании не хотят.

Я вижу две причины такого иррационального поведения. Первая — природа экспериментов: они предполагают краткосрочные потери ради долгосрочных приобретений. На такой обмен компании (и люди) идут неохотно. Вторая: слова экспертов внушают ощущение безопасности — правда, ложное. Если мы платим консультанту, то ждем ответа, а не списка экспериментов, которые необходимо провести. Ответы мы склонны ценить больше, чем вопросы: они позволяют действовать, а вопросы заставляют думать дальше. И не важно, что, задавая правильные вопросы и собирая информацию, мы находим более точные ответы.

В некоторых организациях эксперименты пробивают себе дорогу, даже если плохо вписываются в стилистику бизнеса. Скотт Кук, основатель Intuit, рассказывал мне, что пестует в компании культуру экспериментирования, где неудачи — это «плюс». Что бы ни случилось, конкретные данные лучше ничем не подкрепленных догадок. Кук утверждает, что экспериментаторская деятельность в Intuit бьет ключом.

Так же сейчас обстоят дела и в компании, производящей потребительские товары. Там появился отдел, который изучает психологию потребителей и поведенческую экономику и получает впечатляющие, даже с научной точки зрения, результаты. Компания наконец поняла, как опасно полагаться на интуицию.