Как стать хорошим спикером | Большие Идеи

・ Коммуникации

Как стать
хорошим спикером

Евгений Бутман о том, как овладеть мастерством публичных выступлений

Автор: Евгений Бутман

Как стать хорошим спикером
Фото: Teemu Paananen/Unsplash

читайте также

Мудрость толпы

Федюкин Игорь

Почему немецкие производители возглавили новую цифровую промышленную революцию

Томас Каутч

Почему плохо быть отличным работником

Делонг Сара,  Делонг Томас

Есть куда расти

читайте также

Я работаю в частном бизнесе 30 лет. Много лет я был СЕО, управляющим акционером, руководителем группы компаний. Собственно, именно так я привык презентовать себя — как бизнесмена и специалиста по управлению. Разнообразные дополнительные умения я рассматривал как сопутствующие навыки, неотделимые от основной профессии управляющего. Например, бизнес-аналитика, специалиста по переговорам, специалиста по продажам, ментора и, конечно, спикера. 

Но три года назад я сменил профессию и начал работать независимым директором, создал компанию FutureCorp, где мы с партнером помогаем бизнесменам создавать совет директоров. Мне пришлось за это время пообщаться со множеством предпринимателей и топ-менеджеров, выступить на большом количестве конференций и семинаров. Меня часто приглашают в качестве спикера выступать перед руководством и менеджментом крупнейших компаний. Я стал понимать, что эти «сопутствующие навыки» — самостоятельные умения, создающие дополнительную стоимость и для компании, и для руководителя. И этими навыками в совокупности мало кто владеет. 

И, среди прочего, мне захотелось многих из моих собеседников научить говорить и выступать. Постоянно размышляя об этом, я начал шаг за шагом обобщать свой опыт. Эта статья — о том, как стать настоящим спикером, Спикером с большой буквы.

Зачем бизнесмену выступать публично?

1. Часто представление о компании создается исходя из личности человека или людей, являющихся штатными спикерами компании. По этим выступлениям компанию оценивают журналисты, бизнес-аналитики, консультанты, поставщики, арендодатели, покупатели, инвесторы. Требования к стилю и качеству внешних коммуникаций постоянно возрастают. Но бизнесмены — люди занятые, загруженные. Если нет навыка краткой, выразительной и энергичной презентации, коммуникации заберут много сил и времени и выйдут за рамки разумного. 

2. Умение выступать на конференциях — это не отдельное факультативное умение. Точно по таким же принципам строятся все выступления: на правлении перед коллегами и подчиненными, на совете директоров, на переговорах, на встрече с инвесторами и т. д. Любое публичное выступление — это непрерывное совершенствование своего оружия главного калибра — умения четко, сжато, внятно и интересно излагать свои мысли.

3. Многие люди считают: чтобы донести до других свою мысль, ее надо просто произнести. Это, конечно, иллюзия. Примем за 100% утверждение «Один человек сообщил информацию, а остальные приняли ее полностью и без искажений». Так вот у неопытных спикеров этот коэффициент вряд ли больше 50%, что оставляет огромное пространство для искажений и неверных интерпретаций. Стремиться спикеру надо именно к 100%, отталкиваясь от того, как поняли и как приняли то, что он говорит.

Личная история

Мой путь как спикера начался с детства, когда нам с братом маленькими отец рассказывал на ночь истории. Когда я подрос, я сам стал рассказчиком — мы ездили с классом на экскурсии, в театр, дорога занимала 40—50 минут в одну сторону, и я рассказывал своим одноклассникам по дороге сорокаминутные куски из прочитанных мною книжек из «библиотеки приключений» и других остросюжетных детских книг. Читал я много, быстро, мои истории не повторялись. Став еще старше, я начал рассказывать истории, которые придумывал сам. 

То, что я много читал, отложило значительный отпечаток на мою речь. Оглядываясь назад, выделю две категории книг, повлиявшие на мое умение выражать свои мысли. Первая группа — это интересные и хорошо рассказанные истории. Вторая — книги, для которых важна стилистика и лексика повествования, используемые слова и обороты.

Но просто читать недостаточно. Также мало слышать и видеть, как рассказывают другие. Надо все время рассказывать. Самый легкий и часто используемый жанр — анекдоты. Публичный рассказ анекдота — это, по сути, эстрадный скетч: краткий сюжет, каждое слово имеет значение, равно как интонация и эмоциональная наполненность. Но главное, что и делает это прекрасным упражнением, — быстрая и честная реакция аудитории. Все дружно рассмеялись — значит вы донесли все части смысла, не потеряв. Рассмеялись, но не все, не сразу — вы на правильном пути, работайте над собой. Никто не засмеялся — неудача, анализируйте причины, пробуйте еще.

Еще один жанр — путевые заметки. Отпуск, поездка, любое личное приключение. Он тоже развлекательный, но намного сложнее, это уже полноценная словесная презентация. Задача рассказчика — сделать историю интересной. Здесь также реакция слушателей быстрая и честная: дослушали, не перебили, есть заинтересованные уточняющие вопросы, — ура, вы справились. На этапе путевых заметок виден потенциал спикера, потому что проявляются многие атрибуты хорошей презентации: содержательность, стиль, качество речи, умение выразить мысли и умение установить контакт со слушателями.

Есть и другие жанры — жанр бытового разговора, жанр поручения, жанр разговора с пожилыми родителями, с детьми, с обслуживающим персоналом и т.д. Важно — анализировать и контролировать свою речь.

Если вы набили руку в таких историях (стали мистером/мисс/миссис «хорошо подвешенный Язык»), то обрели и уверенность, и определенный автоматизм.

Мне, помимо прочего, помогали любопытство и страсть к копированию. Я обращал внимание на то, как разговаривали эффективные в коммуникациях люди и копировал их приемы. Иногда на короткий срок перенимал чужую манеру говорить вплоть до мимики. Что-то мне подходило, что-то нет. Был период, когда я копировал интонации, жестикуляцию и риторические приемы Стива Джобса, все выступления которого видел вживую, на ежегодных конференциях Apple.

Итак, мы с вами стали хорошими рассказчиками. Мы умеем придумывать и рассказывать истории. Но, как говорят математики, это необходимо, но недостаточно. 

Как стать хорошим бизнес-спикером

Настоящее мастерство спикера можно сравнить с навыками, необходимыми для победы в спортивном многоборье. Вы можете выиграть соревнования по многоборью, не будучи чемпионом в каждом из видов. Но вы должны быть достаточно сильны в каждом из видов, уметь распределить силы и, конечно, быть настроенными на результат.

Итак, многоборье. В него входят дисциплины: ваши умения, ваша личность и ваша глубина.

Очень часто компанию оценивают не только по финансовым показателям, но и по тому, «сколько стоит» ее руководство и акционеры. Помните — «по одежке встречают, по уму провожают».

Если вы хотите получить высокую оценку вашего бизнеса, ваши достижения — лишь повод для старта серьезного разговора. Ваши умения — уже причина для того, чтобы этот разговор произошел и дошел до завершения. А значительность вашей личности и глубина вашего ума — причина для успешного завершения этого разговора. 

В ваших выступлениях, в рассказе о вашем бизнесе эти три «дисциплины» преобразуются в технику выступления, атмосферу и содержательность.

Техника. Множество статей, книг, видеокурсов рассказывают про навыки, приемы публичных выступлений, о всевозможных словечках, оборотах, приемах. Я скажу о том лишь, что сам считаю важным. 

Физическая сдержанность. Не путать со скованностью! Имеется в виду отсутствие суетливости, спокойная уверенность, скупая жестикуляция и мимика.

Словесная сдержанность. Не использовать слова-усилители — «очень сильный», «огромный успех», «колоссальные усилия». Не пользоваться уголовным и уличным сленгом («походу», «опускать», «борзеть»), уходить от директивных глаголов — «смотрите», «слушайте» «поймите», уместно шутить.

Дисциплина речи. Отсутствие слов паразитов и звуковых пауз («эээ…»), хорошее, четкое произношение, отсутствие повторов, сбивчивости, путаных фраз, интонационной суеты, длиннот.

Внятность. Краткая образная речь, использование простых понятных слов («просто о сложном»). Не злоупотреблять специальной терминологией, жаргонными словечками и англицизмами. Как я уже говорил, вас должны понимать. 

Для меня хорошей школой в 30 лет стала работа в должности ассистента продавца. Компания, в которой я работал, давала рекламу на телевидении, и на наш отдел продаж ежедневно обрушивался бесконечный шквал звонков. Это длилось месяцами, день за днем. Моя работа поначалу была связана с ответами на эти звонки. За несколько недель я научился искусству устной «слепой» презентации (то есть без визуального контакта с аудиторией): говорить сжато, ценя каждое слово, отжав всю воду. Убирать все слова-паразиты, все «эканье» в паузах. Делать свою презентацию максимально понятной слушателю, отслеживая его реакцию в реальном времени. В меру шутить, иронизировать, делать разговор легким для собеседника. Говорить простыми словами и короткими фразами. Использовать яркие образы и примеры, создавая положительный эмоциональный фон. Использовать готовые речевые конструкции, в то же время избегая затертых банальных слов и оборотов. Удерживать внимание. Быть уважительным и добиваться уважения с другой стороны. 

Личность. Начав ассистентом продавца, я через некоторое время вырос до руководителя всех продаж, а потом и до директора, отвечающего за все продажи, закупки и маркетинг.

Через пять лет я создал свою дистрибуторскую компанию, и мне пришлось ее активно продвигать. Начались пресс-конференции, где я часто выступал вместе со своими европейскими и американскими поставщиками, легко и непринужденно общавшимися с прессой. Я смотрел, запоминал, учился. 

А еще через полтора года я подписал контракт с Apple, и мне открылся огромный и дивный мир. Я смотрел и пересматривал все выступления Стива Джобса, учась, как влиять на аудиторию и взаимодействовать с ней максимально скупыми и сдержанными приемами, выверенными до миллиметра. 

Давайте рассмотрим важнейшие качества личности, за которые особенно ценят хороших спикеров. Некоторые я не буду даже комментировать, они и так понятны.

  • Эмоциональный интеллект, эмпатия. Умение не только говорить, но и слышать, слушать аудиторию, отвечать на ее запрос

  • Харизма. Умение завоевать и удерживать внимание, «вести» аудиторию за собой

  • Жизненный опыт, из которого спикер черпает важные и полезные истории, кейсы, примеры.

  • Чувство юмора, самоирония. Важнейшие, ценнейшие качества спикера. Мало кто в состоянии их демонстрировать.

  • Открытость, искренность, дружелюбие. Создают доверительную атмосферу

  • Уважение — к аудитории и себе. Важно!

Не могу выделить момент, когда из начинающего спикера я стал опытным, зрелым и очень востребованным. Но я помню, как лет 6 назад первый раз выступал в программе обучения взрослых предпринимателей (средний возраст 33 года). Вечер, все устали. Я прихожу в аудиторию, кто-то беседует, кто-то пьет кофе, повернувшись ко мне спиной, кто-то сидит в телефоне, кто-то говорит по телефону, кто-то дремлет. Меньше половины аудитории смотрят на меня, но довольно равнодушно — мол, еще один пришел нас поучить. Я начинаю говорить, и через 2 минуты все сидят и слушают, через 5 минут полная тишина, и, внимание, через 10 минут я понимаю, это «моя» аудитория, я ее веду и управляю ею. 

Содержание. Содержание и содержательность выступления отражают глубину спикера (или ее отсутствие). 

При помощи каких средств вы можете эту глубину подчеркнуть и оттенить?

  • Логика и структура. Хорошо структурированная, четкая и логичная презентация — большая редкость. Такой подход отражает порядок в голове, собранность и организованность спикера, а еще умение создавать и управлять контентом.

  • Смысловая наполненность. В выступлении все смыслы должны быть плотно упакованы, без воды и других растворителей.  

  • Многозначность. После презентации у аудитории должно быть ощущение, что, несмотря на высокое качество и содержание выступления, спикер сказал лишь малую часть, показал лишь срез. А личность выступающего и предмет, о котором он рассказал, — больше, значительнее этой презентации. Кстати, так выступал Стив Джобс.

  • Знание предмета. Рассказывая даже об узкой теме, упомяните, хотя бы вскользь, о рынке, о трендах, о потребителях, о продукте, — покажите, что вы на самом деле «знаете все» о том, о чем рассказываете. Покажите (или обозначьте) ваши кругозор и глубину.

  • Формат контента. Качество изложения, образность часто достигается через то, как вы подаете контент, какими средствами и инструментами он сделан. Никаких тяжелых слайдов с множеством «глухого» текста мелкими буквами, никаких тяжелых таблиц с десятками цифр — ничего, что мешает быстрому визуальному восприятию аудитории, разрушает ее контакт со спикером. 

  • Ответы на вопросы. Важнейшая часть, не менее важная, чем сама презентация, — искусство импровизации. Мастерство импровизации — признак и ума, и профессионализма. Тренируйтесь отвечать на вопросы, да еще таким образом, чтобы порождать своими ответами новые интересные вопросы. Часто содержание выступления обретает завершенность именно в сессии вопросов и ответов.

У меня была история, когда моя компания все еще представляла Apple в России, но уже готовилось открытие представительства. Бренд стремительно набирал популярность, у пользователей возникало много вопросов, и еще больше претензий. Сам Apple отмалчивался, и пользователи все хорошее относили на счет Apple, все плохое — на счет моей компании, и темп обличений нарастал. Я организовал публичную сессию «100 вопросов Евгению Бутману об Apple» и пригласил всех критиков и вообще всех заинтересованных. Пришла масса народу, зал был набит до отказа, атмосфера была наэлектризована. Я выступил с вступительной презентацией, а потом примерно два часа отвечал на вопросы. Мне удалось полностью изменить атмосферу и перевести весьма острую дискуссию, включающую личные выпады, в заинтересованный и доброжелательный обмен мнениями не только о любимом всеми нами бренде, но и о рынке, технологиях, маркетинге, бизнесе.

Закончить эту статью я хотел бы весьма простой мыслью: важно не просто выступать, а делать это качественно. Когда вы на сцене, аудитория оценивает не просто качество ваших персональных коммуникаций — это оценка всего вашего бизнеса, вашей ценности и ваших перспектив.

Меня часто приглашают выступать и перед небольшими группами профессионалов, и перед руководством и менеджментом крупнейших компаний. Я привык чувствовать себя спокойно и уверенно. Но — я всегда готовлюсь, даже если выступать всего 10 минут, и всегда после выступления подвергаю анализу ключевые моменты состоявшейся сессии.

Работая над собой и над качеством своих публичных выступлений, вы повышаете ценность того, чем занимаетесь.

Об авторе

Евгений Бутман — независимый директор, возглавляет советы директоров ряда коммерческих организаций, предприниматель с большим опытом строительства различных бизнесов, партнер Future Corp. Основатель Группы компаний Ideas4retail (Hamleys, Imaginarium, Cook House и др).Создатель сети re:Store. Участвовал в создании ряда отраслевых ассоциаций. Создал концепцию эмоционального ритейла. Автор книги «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России».