Разговор под напряжением: как добиться своего и не перессориться | Большие Идеи

・ Коммуникации

Разговор под напряжением: как добиться своего и
не перессориться

Семь параметров конструктивного диалога

Автор: Леонид Кроль

Разговор под напряжением: как добиться своего и не перессориться
Фото: Nikola Johnny Mirkovic / Unsplash

читайте также

COVID-19 и развивающиеся рынки: что нужно знать инвестору

Грант Харрис

Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Дэн МакГинн

Не стать дойной коровой

Ракшенко Лилия

Как внедрять инновации там, где все устроено иначе

Эло Уме

Время турбулентности, «черных лебедей», высокой неопределенности порождает страх хаоса. И это чувство представляется самим хаосом. Кажущаяся неупорядоченность мира меняет фокусировку и снижает концентрацию внимания. В такой ситуации труднее вести диалог — как с собой, так и с окружающими.

Ощущение всепроникающего хаоса зачастую вызывает желание, как выражаются англичане, to explain away — с помощью объяснений снизить важность какого-либо факта или явления. Рационализировать, обобщить, концептуализировать проблему — и вот она уже как будто упорядочена, а план решения намечен. Между тем интуиция подсказывает нам, что на самом деле мы столкнулись с чем-то неординарным, что наши способы решения здесь не работают — а может быть, решения и вовсе не существует.

В то же время никуда не исчезли и «старые» причины повышения напряженности. По-прежнему существуют конфликты интересов, борьба мнений, желание взять верх, самоутвердиться. Добавьте сюда нехватку времени, попытки найти виноватых, невозможность во многих случаях открыто выразить гнев — и станет понятно, почему в трудные времена сложно разговаривать с другими и с собой. Диалог получается не продуктивным, не плодотворным, а «иссушающим». Он не способствует сотрудничеству, хуже того — он может его испортить.

Как не перессориться, если череда проблем длится непредсказуемо долго? Ответ: обратить внимание на семь важных параметров диалога.

1. Атмосфера. В ситуации шторма еще важнее, чем «в тихую погоду», обращать внимание на контекст и атмосферу разговора, а не только на суть. Иногда полезно вообще отложить в сторону «самое главное» и отладить процесс коммуникации, сосредоточиться на том, чтобы постоянно оценивать качество контакта между собеседниками. Часть общения всегда должна быть направлена на то, как мы общаемся. В хаосе эта часть должна быть существенно больше.

2. Цель. Скорее всего, вы заметите, что и вам, и вашему собеседнику часто хочется что-то «продавить», «продать». Это видно даже по интонации. Попробуйте сконцентрироваться на установке: важнее общаться, чем добиваться.

3. Тема. От трудных тем лучше держаться подальше — или, по крайней мере, касаться их только вскользь. Разговаривать стоит чаще и менее упорядоченно, чем вы привыкли. Попробуйте практиковать случайные (но спокойные и краткие) разговоры на любую тему — это лучше, чем долгие, напряженные и проблемные беседы.

4. Напряжение. Если разговор становится горячим, остановитесь и задумайтесь о том, как это произошло — не на сущностном и смысловом, а на процессуальном уровне. Скорее всего, перед «вскипанием» диалог превратился в обмен монологами. Велика вероятность того, что разговор был «подогрет» оценками, сравнениями, введением параметра вины.

5. Давление. Любое абстрагирование и обобщение особенно повышает градус и давление в «котле». Это происходит потому, что у каждого собеседника может быть свое представление о происходящем. Навязывание этого представления и есть скрытая борьба за власть в разговоре. Старайтесь не обобщать и переходить к деталям. Так вам удастся избежать этого противостояния.

6. Плотность. Не бойтесь, что снижение напряжения и плотности разговора сделает вас слабаком. Необязательно давить, чтобы оставаться сильным. Гораздо важнее чувствовать свои границы и правильно рассчитывать время. Силовое решение никогда не дает стратегического выигрыша, да и тактическое преимущество часто остается под вопросом. В условиях повышенного напряжения труднее видеть конкретику реальности, а значит, проще наделать ошибок. Это наблюдение верно на всех уровнях принятия решений.

7. Вежливость. Смысл вежливости и такта не только в том, чтобы оказывать друг другу маленькие знаки уважения и внимания, но и в том, чтобы делать разговор менее насыщенным, «расставлять знаки препинания», впускать воздух между репликами и идеями. Улыбки, паузы, замедления и ускорения, смены тембра голоса — все это возможно в любом диалоге, независимо от степени его важности или срочности.

Представленные здесь рекомендации позволяют вести беседу, которая одновременно тонизирует (если энергии не хватает) и снижает внутреннее напряжение. В каждой реплике такого диалога, даже малозначащей, слышится: «я тебя вижу и понимаю», «я тебе симпатизирую». Чем лучше мы научимся разговаривать и не обрывать маленькие невербальные нити, которые протягиваются между собеседниками в процессе диалога, тем легче нам будет жить и работать в условиях высоких рисков.