Шесть советов, которые помогут спокойно обсуждать сложные темы | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть советов, которые помогут спокойно обсуждать
сложные темы

Как говорить с теми, кто придерживается иной точки зрения

Автор: Джозеф Гренни

Шесть советов, которые помогут спокойно обсуждать сложные темы
Фото: Andy Sacks/Getty Images

читайте также

Возраст успеха: как старшее поколение может помочь бизнесу

Джош Берсин,  Томас Чаморро-Премузик

Экономика платформ

Карим Лакхани,  Марко Янсити

Хрупкие инновации: как использовать стартапы для задач устойчивого развития

Филипп Мухин

Как лидеры расходуют свой самый ценный ресурс

Майкл Портер,  Нитин Нория

Вероятно, вы не удивитесь, услышав, что сегодня люди не решаются высказывать на работе свое мнение, и это заметнее, чем еще несколько лет назад. Лично я не был поражен, когда исследование с участием более 1,4 тыс. человек, проводившееся нашей компанией, подтвердило это предположение. В конце концов, мы живем в одном из самых подвижных социальных ландшафтов нашего времени. Но хотя результаты исследования и не удивили меня, меня поразил масштаб страха. У девяти из 10 респондентов не однажды за последние полтора года возникали моменты, когда они не ощущали эмоциональной или физической безопасности, чтобы высказать свои мысли. А 39% сообщили, что чувствуют себя незащищенными ежедневно или еженедельно. Всего 7% опрошенных сообщили, что, как обычно, уверены в себе в любой социальной ситуации.

Темы, которые люди больше всего опасались затрагивать, опять-таки не стали сюрпризом: больше всего их пугали политические или социальные вопросы (74%) и вопросы, связанные с COVID-19 (70%).

Но, к счастью, цель исследования состояла не в том, чтобы подтвердить то, что и так ясно. Она заключалась в изучении немного менее очевидной гипотезы: мы хотели выяснить, не возникает ли наша повышенная тревога из-за нас самих, а не в результате влияния текущих условий.

Когда мы говорим о вещах, рискованных с эмоциональной и политической точки зрения, мы видим собеседника в более негативном свете. Мы рассказываем самим себе истории, где изображаем себя добродетельными жертвами, а другую сторону — злодеями. Такой нарратив вызывает в нас отвращение и страх, которые мы привносим в разговор. Эти эмоции провоцируют дальнейший конфликт и создают порочный круг, усиливающий сделанные нами выводы и подпитывающий наши отрицательные чувства.

В своем исследовании мы опирались на давно известную в области психологии концепцию под названием «Шкала наименее предпочитаемого сотрудника», позволяющую выяснить, кто оценивает других более строго. Разработавший эту шкалу психолог, эксперт в области бизнеса и управления Фред Фидлер обнаружил, что можно выявить лидеров, с которыми трудно ладить: нужно попросить их описать с помощью ряда критериев человека, с которым, на их взгляд, трудно находить общий язык. Часто оказывалось, что тех, кто судит о людях более строго, меньше волнуют люди и больше — работа.

Сначала мы попросили участников описать уровень страха в момент общения в какой-то недавней ситуации. Затем — оценить человека, с которым они столкнулись, по 11 личностным характеристикам. Например, был ли этот человек скорее добрым или недобрым, моральным или аморальным, рациональным или иррациональным? Некоторые характеристики не имели отношения к страху (например, искренний или неискренний, умный или глупый), но использовались, чтобы проверить, не судит ли кто-то о другом человеке слишком строго во всех отношениях. Далее мы сравнили уровни страха тех людей, кто оценивал других более деликатно, с теми, кто отрицательно оценивал их по всем пунктам. Мы использовали метод пошаговой регрессии, чтобы подсчитать, в какой степени испытываемый страх может объясняться такими более жесткими трактовками — в противоположность реальному риску высказывания своего мнения.

Какими оказались результаты? Те, кто более эмоционально рассказывал о своих разговорах с коллегами, в три раза чаще испытывали страх, и им в 3,5 раза чаще не хватало уверенности, чтобы высказать свое мнение.

Степень влияния таких историй на нашу уверенность и способность высказываться поражает, но выглядит логично. Если я скажу себе, что вы невежественный, подлый негодяй, то с большей вероятностью буду думать, что вы отомстите мне (или сделаете что-то еще более ужасное), если я не соглашусь с вами. (Конечно, я не отрицаю, что, высказывая свое мнение, вы можете рисковать, особенно если не соглашаетесь с начальником. Но в этом исследовании речь идет об обмене мнениями с коллегами одного уровня.)

Мы также провели тщательный анализ данных, чтобы понять, были ли среди респондентов те, кто столкнулся с аналогичными проблемами коммуникаций с не менее раздражительными коллегами, но чувствовал себя более уверенно и меньше опасался высказать свое мнение. В их ответах мы обнаружили ряд тактик, которыми может воспользоваться любой из нас, чтобы снизить эмоциональность собственного восприятия и более эффективно вступить в разговор, даже если он касается сложных тем.

Сделайте ситуацию безопасной

Эту тактику использовали 76% респондентов, которые чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы говорить. Когда страсти накаляются, убедите других в своем уважении и укажите на общие ценности.

«Когда мне пришлось сообщить сотрудникам о государственных требованиях о вакцинации от COVID-19, я знал, что должен демонстрировать заботу и учитывать их личный выбор и мнение. Я подошел к этому разговору с уважением и вниманием к своим сотрудникам, к их переживаниям, выбору и убеждениям. В начале разговора я отдал им должное, сообщил, что нас ждет в ближайшем будущем, и предложил задать вопросы и поделиться своим мнением и мыслями».

Проявите интерес

Эта тактику — вместо попыток «решить, кто прав» — использовали 72% респондентов. Ее цель — понять взгляды на мир другого человека. Задавайте вопросы, старайтесь понять и демонстрируйте интерес.

«Недавно мы вели один проект, и партнеры не отвечали своевременно на наши сообщения, а когда все же присылали ответ, в нем часто не были охвачены некоторые наши вопросы. Я напрямую спросил, в чем проблема и не упускаю ли я что-то. Это привело к ряду событий, которые изменили наши коммуникации. Я уверен, что за каждой моделью поведения стоит подсознательное позитивное намерение. Я держу эту мысль в голове и стараюсь не судить людей. Я принимаю информацию как факт. Наблюдаю, но никого не осуждаю. Это помогает мне справляться со сложными ситуациями».

Начинайте с фактов, а не с суждений или мнений

Как и 68% респондентов, подкрепляйте свою точку зрения фактами. Приводите конкретные замечания и наблюдения.

«У нас есть менеджер филиала, который на 100% против ношения масок и вакцин и считает, что COVID-19 — это правительственный заговор. Он отказывался проводить в своем филиале политику компании, касающуюся масок и вакцинации. Я чувствовал себя уверенно, говоря с ним, потому что знал, что распространяю политику компании, которую необходимо выполнять. Я активно выслушал его возражения и продемонстрировал сочувствие его убеждениям, но смог уверенно, но без высокомерия придерживаться линии компании. Я старался помочь ему выйти за рамки его личных убеждений и шире взглянуть на свою роль и обязанности менеджера. Разговор был очень напряженным, но я был уверен в том, что и как должен донести до него».

Не старайтесь убедить

По примеру 48% наших респондентов не ставьте своей главной целью изменить мнение другого человека. Лучше призывайте его делиться мыслями и слушайте, прежде чем ответить.

«В последнее время мы с мужем много говорим о премьер-министре Канады. Мой муж считает, что он наносит ущерб стране. Я выражаю свое мнение, не говоря, что он неправ и не заставляя его занимать оборонительную позицию. Я задаю ему вопросы, побуждающие рассмотреть другую точку зрения, и не настаиваю, что он неправ».

Критически относитесь к собственному мнению

Эту тактику используют 42% респондентов. Лучше всего вести разговор с позиций уверенности в сочетании со смирением. Будьте уверены, что ваша точка зрения заслуживает того, чтобы ее высказать, но скромно соглашайтесь, что не претендуете на абсолютную истину, и новая информация может изменить ваши взгляды.

«У нас с другом разгорелся жаркий спор о бездомных. У нас разные взгляды на то, кто эти люди (лентяи и наркоманы или жертвы обстоятельств, психических заболеваний и т. д.). Поскольку мы оба были открыты новой информации, то смогли более гибко взглянуть на вещи».

Помните, что имеете право на собственное мнение

11% респондентов придерживались этой тактики. Они не ждали, что другие подтвердят их право на собственное мнение, и брали ответственность за него на себя.

«Трое коллег буквально приперли меня к стенке с разговором о вакцинации. Они все активно отстаивали свое мнение. Они говорили напористо и твердо, но не повышали голос. Я был не согласен с их коллективным мнением и сначала смутился, но затем вспомнил: это мои коллеги, я люблю и уважаю их, и они любят и уважают меня. Просто у нас разные взгляды на актуальный вопрос, который вызвал у них горячий отклик. Поэтому я выслушал их и затем спокойно и твердо ответил, что мое мнение отличается от их, но я буду продолжать следить за ситуацией. Они умерили (словесный) пыл, и я просто еще раз высказал свою точку зрения и выразил готовность пересмотреть ее, когда появится больше информации».

Несомненно, за последние пару лет появились темы, вызывающие разногласия. Но если страх заставляет нас молчать, результатом будет не мир, а еще большие разногласия. Это исследование подсказывает, что мы можем подогревать собственный страх, преувеличивая отрицательные черты друг друга. Таким образом, ключ к продуктивности на рабочем месте и гармонии в мире, по крайней мере, отчасти находится в наших руках… или умах. Тщательно анализируйте, что рассказываете сами себе, и вы смягчите свои взгляды на других людей. А смягчив взгляды на других людей, вы найдете путь к продуктивному диалогу.