Корпоративная дипломатия | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Корпоративная дипломатия

Человеческое сообщество всегда и во все времена умеет внести в процесс самоорганизации элементы психологического дискомфорта.

Автор: Борис Щербаков

Корпоративная дипломатия

читайте также

Зачем инженерам медитация

Бет Рикен,  Шеннон Гилмартин,  Шери Шеппард,  Шона Шапиро

Как и зачем задавать «неудобные» вопросы

Морис Швейцер,  Эйнав Харт,  Эрик ван Эппс

Навыки, которые помогут вам сменить профессию

Кристофер Боу

Даже женщины убеждены, что мужчины креативнее их

Эдамс Кейт брала Интервью

Дипломатия, как известно, — это искусство возможного в политике международной, так вот не меньшее искусство придется оттачивать и в политике корпоративной. Политики здесь много, иногда даже больше, чем можно было бы ожидать от серьезной организации, где трудятся тысячи взрослых, высокообразованных людей.

Но человеческое сообщество всегда и во все времена умеет внести в процесс самоорганизации элементы психологического дискомфорта, связанные с разнообразием психотипов, с яркой палитрой человеческих пороков и положительных качеств, присущих венцу эволюции. Будем надеяться, что вам повезет, и работать вам придется со схожими по характеру и жизненным принципам людьми, с понимающими коллегами и начальниками, и высокая степень душевного комфорта поможет вам достигать все больших и больших карьерных высот.

Но это из области фантастики, конечно, реальность куда интереснее и сложнее. Люди сильно различаются по так называемому эмоциональному интеллекту, способности к социализации, эмпатии, сотрудничеству (у одних оно резко контрастирует с социопатией), манипулятивностью, комплексами других личных качеств. И навигация в этом сложном мире, даже после прочтения установочных книг Дэниела Гоулмана, отца термина «эмоциональный интеллект», крайне тяжела и изобилует рисками. К тому же любая корпорация — это десятки связанных или не очень направлений деятельности, «линий бизнеса», подразделений зачастую с конфликтующими интересами, маневрировать между ними задачка совсем не тривиальная.

К примеру, если вашей компании приходится принимать участие в крупном государственном тендере, где возможны альтернативные технологические решения, а в корпорации существуют оба, представленные разными отделами, готовьтесь к «дипломатической войне», к разводке и интригам, подсидке и подставам, весь арсенал неблаговидной конкуренции может быть использован в этой борьбе, и вы, вполне вероятно, станете жертвой человеческой алчности и азарта. Каждый сам для себя определяет степень риска, на который можно пойти в таких ситуациях: путь минимизации ущерба, просчет политических дивидендов и репутационных потерь. Единого сценария нет и быть не может.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Возрастающий риск принятия решения — это естественная цена карьерного роста, человеческий муравейник корпорации в этом смысле мало чем отличается от любого другого социального организма, здесь так же тянут на себя одеяло, так же плетут интриги, иногда подставляют подножки и забывают протянуть руку помощи, если дело касается личной материальной или политической выгоды, а они часто так же бывают связаны, как и в открытой экономике. Существуют, конечно, идеологически выверенные «кодексы», где «человек человеку друг, товарищ и брат», и если лидер, то только «вдохновляющий», если дух, то только «совместной победы», если отношения, то только «партнерства и кооперации» между всеми и вся, но, как и любая идеология «сверху», она тяжело и конфликтно прививается «снизу», ибо природа человеческая измениться за все пять-шесть тысяч лет документально подтвержденной истории так и не смогла, несмотря на колоссальный технологический прогресс. Поэтому мы неизбежно сталкиваемся с разрывом слова и дела, неизбежно чувствуем непреднамеренную фальшь в лозунгах, но желанные наши ценности-то от этого не меняются, и мы стремимся, стремимся всеми силами к светлому будущему, где «человек человеку друг, товарищ и брат», где «общество всеобщего благоденствия», где правит разум и благочестие, мир на земле и человеческое благоволение...

Не всегда это удается, правда, но такова жизнь — c'est la vie. Иногда противостояние характеров принимает анекдотические формы — и как снежный ком подминает под себя остатки здравого смысла, иногда удается выправить конфликт, вывести его в позитивную зону взаимопонимания, иногда несправедливость зашкаливает, взрыв реакции может погубить и дело, и карьеру — совет тут один: включайте рацио, не поддавайтесь эмоциям, часто надо просто переспать с темой, с конфликтом, а утро вечера мудренее. Тем более что начальники приходят и уходят, а в крупной корпорации это и вовсе дело непредсказуемое, не успели назначить руководителя, как он уже переводится в Америку на глобальный сегмент или вдруг уходит в «саббатикал» (паузу в работе) — и чего стоят бессонные нервные ночи?

Стоит ли копья ломать — каждому приходится решать самому. Если уровень недоверия вдруг становится иррациональным, если начальник «встает в позу», исправить положение дел можно, но сложно, и опять-таки все зависит от характера конкретного человека и его эмоционального интеллекта: кто-то ошибку признает, а кто-то никогда и ни при каких условиях. И вся ваша «дипломатия» полетит в тартарары.

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

Случилось мне как-то понизить свой квартальный прогноз за счет выпадения одного значимого контракта в Белоруссии. И подобные действия всегда воспринимаются крайне болезненно, ибо считается, что прогнозируемость бизнеса есть высшая и непререкаемая добродетель хорошего менеджера. И я готов с этим постулатом согласиться с оговоркой: бизнес в России и странах СНГ есть по определению бизнес в зоне «рискованного земледелия», где внешние факторы вроде политики или правоохранительных органов, что на стыке форс-мажора и криминала, играют, увы, колоссальную роль в создании атмосферы неопределенности. Такие у нас культурологические особенности.

Не всегда возможно заметить выпадающий бизнес из запасника «пайплайна», и в тот раз была именно такая ситуация. Контракт с одним из министерств в Белоруссии подвис из-за прямого распоряжения совета министров о приостановлении валютных закупок, постановление готовилось, естественно, где-то в недрах аппарата, втайне от широкой публики, но по косвенным признакам и по слухам в какой-то момент, за день-два уже было ясно, что контракт не выгорит. Мой тогдашний начальник тут же обвинил меня в том, что «я не управляю своим бизнесом и партнерами», и на мои объяснения (см. выше) реагировал с циничной ухмылкой, дескать, «отмазки все ищете, сударь», что показалось мне крайне несправедливым, ибо... в понедельник следующей недели вышел очередной номер газеты «Коммерсант», где вышеобозначенное постановление совета министров Белоруссии о приостановке валютных закупок министерствами и госорганами было уже новостью на первой полосе. Я честно его скопировал и с переводом отослал начальнику, справедливо полагая, что наконец-то я буду реабилитирован.

На очередном совещании, однако, я услышал нечто феерическое: «Почему же аккаунт-менеджер не предвидел этого, вовремя не сигнализировал о готовящемся постановлении совета министров?». Получение подобной информации, кстати сказать, является не только уголовно наказуемым инсайдом во всех странах, но и этическим табу для корпоративного человека, но не читавший «этических кодексов» на ночь он пребывал в святом неведении. Этот бизнес-кейс имеет два решения, и оба ущербны в принципе: послать его подальше и уйти сразу или написать в бизнес-этику «телегу», дескать, «чему учит нас, вражина»?! И все потому, что такое вот поведение большого босса, такая степень недоверия к сотрудникам и поиск крайнего там, где его нет по определению, иррациональны. Они из области, где разум выключен, словно шнур из розетки. Но так тоже бывает в жизни, и жить с этим и работать в такой атмосфере приходится, хотя и жутко не хочется. Дипломатия!!!

Читайте по теме: