Оттолкнуться от дна | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Оттолкнуться
от дна

Как найти нестандартные пути выхода из кризиса

Автор: Артем Азевич

Оттолкнуться от дна
Фото: Gerald Schömbs / Unsplash

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Умная иерархия

Юлия Фуколова

Рецепт лидерства от Христофора Колумба

Патрик Мерфи

Мгновенная обратная связь ухудшает наши результаты

Николь Торрес

Спустя месяцы после начала кризиса советы снизить затраты, провести ABC-анализ и пересмотреть штатную политику зачастую вызывают только раздражение. По данным аналитического центра НАФИ, уже в марте 2022 года 68% предпринимателей приняли меры по сокращению издержек на оплату труда и мотивацию сотрудников. Среди реализованных шагов:

• уменьшение штата — 27%;

• отмена системы мотивации (соцпакетов, премий, бонусов и т. п.) — 26%;

• снижение зарплат — 25%;

• перевод персонала на удаленку — 22%;

• предоставление сотрудникам отпуска за свой счет — 16%;

• перевод работников на другие должности с понижением зарплаты и изменением обязанностей — 12%.

Что делать дальше? Рассмотрим другие решения, которые помогут сохранить и развить бизнес в сложный период.

Ищите новые ниши и рынки

Не стоит зацикливаться на том, что вы делали в более спокойные времена. Одна из стратегий, позволяющих справиться с кризисом, — поиск новой актуальной ниши. Не цепляйтесь за очевидные решения, понаблюдайте и определите, чего еще не хватает вашим клиентам. К примеру, если компания раньше уже предлагала сопутствующие товары или услуги, которые пользовались спросом, теперь можно переключиться на них. Так когда-то поступила Avon. Ее основатель Дэвид Макконнелл торговал книгами, а покупателям раздавал пробники духов. Он заметил, что парфюмерия нравится женщинам гораздо больше книг. Макконнелл переориентировал деятельность, и клиенты стали первыми торговыми представителями компании.

Безусловно, смена ниши — непростое решение. Перед этим необходимо рассчитать затраты, оценить рынок, проанализировать темпы роста, изучить конкурентов и т. д. Для начала можно протестировать определенный продукт ниши, не меняя деятельность полностью.

Если вы продавали что-то только на российском рынке, подумайте, на какие зарубежные площадки можно выйти сейчас. Проанализируйте опыт других компаний во время прошлых кризисов, а также в странах, которые находятся под санкциями.

Подумайте о замене или расширении ассортимента

В периоды неопределенности важен быстрый цикл реагирования. К примеру, во время пандемии создатели бренда одежды DNK Russia в день, когда встали продажи, сняли с производства всю весеннюю коллекцию и некоторое время шили только маски, которые пользовались огромным спросом. Другие компании переориентировались с торговли незамерзающими жидкостями на продажу антисептиков. Некоторые пошли по пути импортозамещения и расширили основной ассортимент: скажем, производитель косметики Mixit задался целью заместить российской продукцией товары ушедших с рынка зарубежных брендов.

Тестируйте новые решения

Не замыкайтесь на поиске идей только в своей нише. Можно использовать принципы методологии CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools), которая помогает пересмотреть привычные действия и найти фрейм с лучшим решением конкретной проблемы. К примеру, основатель сети Black Star Burger Юрий Левитас также владеет франшизой Free & Co. Для своей сети фастфуда он применил модель freemium из ИТ-сегмента. Ключевой особенностью этой модели является сосуществование бесплатной версии продукта и его полнофункциональной платной версии. В итоге он смог привлечь огромный поток клиентов, вернуть интерес к хот-догам и выделиться на фоне других игроков. То же касается появления Uber, а затем других компаний, которые «примерили на себя» уберизацию.

Примером служит и находчивость предпринимателей в пандемию. Когда магазинам было запрещено работать, а пунктам выдачи нет, ритейлеры устанавливали их в своих торговых точках, чтобы деятельность компаний не прекращалась.

Стройте эффективные коммуникации

По сути, формула успешного и устойчивого бизнеса — это «основатель + команда + клиенты + партнеры». Стоит следить за эффективностью этих активов и выстраивать грамотные отношения с каждым из них. Если взаимодействие с партнерами налажено, компании могут помогать друг другу. По данным НАФИ (опросы проводились с апреля по май 2022 года), абсолютное большинство представителей бизнеса (81%) соглашались на те или иные меры поддержки партнеров: предоставляли скидки (38%), индивидуальное обслуживание (29%) и отсрочки платежей (26%).

Еще один пример — коллаборации с известными компаниями и госструктурами. Например, основательницам бренда одежды ДНК Russia удалось организовать коллаборацию с Роскосмосом. Компания выпустила новую коллекцию, основной идеей которой стало соединение экипировки космонавта и повседневного гардероба человека.

Не пренебрегайте обратной связью с потребителями. Скажем, проект NewBeautyBox отправляет клиенту коробку с косметикой, а потом с помощью чат-бота интересуется, что тому понравилось, а что нет. На основе обратной связи проект дорабатывает боксы, а затем делится информацией с партнерами.

Клиенты также могут выполнять часть работы. Подумайте, какой процесс можно переложить на них, и сэкономите за счет этого время и деньги. Так поступила Amazon при появлении большого числа продавцов. Чтобы не нанимать дополнительных сотрудников для проверки качества фотографий, руководство разместило форму обратной связи, с помощью которой клиенты могут сами отправить некачественно загруженные изображения.

Перечисленные меры помогут руководителю найти нестандартные решения, посмотреть на проблемы шире, увидеть больше возможностей. Однако не следует забывать, что каждая компания — это отдельная система. Если организация сокращает издержки, меняет мотивацию, вводит новые продукты, улучшает эффективность отдельных процессов, а результата нет или дела идут только хуже, значит, руководители мыслят неверно. Обнаружив самые слабые звенья этой системы, можно добиться максимальной отдачи с минимальными усилиями.