Лео Бокерия | Большие Идеи

・ Дело жизни


Лео Бокерия

Лео Бокерия — главный кардиохирург Минздрава РФ, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», единственный российский врач, внесенный в список 100 лучших хирургов мира — делает все возможные операции на сердце и считает себя счастливым человеком.

Автор: Анна Натитник

Лео Бокерия

читайте также

What Is Missing?

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Обратите внимание на ваши корпоративные эксперименты

Майкл Лука

Пять антикризисных мер для бизнеса

Евгений Бутман

Лео Бокерия — главный кардиохирург Минздрава РФ, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», единственный российский врач, внесенный в список 100 лучших хирургов мира — делает все возможные операции на сердце и считает себя счастливым человеком.

HBR — Россия: Человеческая жизнь в России сегодня ценится невероятно низко. Как вы думаете, почему?

Бокерия: Жизнь у нас никогда не ценилась высоко. Но такой катастрофической ситуации, как сейчас, не было никогда — разве что в годы репрессий. Причина — в девальвации вечных ценностей, в искаженном понимании истории, в сакрализации денег. Чтобы люди начали ценить жизнь, они должны вновь осознать ценность человеческих, в том числе семейных отношений. Возврат к ним должен стать национальной идеей. Либеральная политика в сферах семьи, воспитания, образования, здоровья и культуры недопустима.

Что, по-вашему, важнее — спасение своей жизни или чужой?

Никто не имеет права отвечать на этот вопрос. Конечно, благородство и мужество никто не отменял. Но в любой критической ситуации у человека должно быть право выбора. И упрекать его за сделанный выбор нельзя. В жизни есть место и геройству, и трусости.

У нас принято обращаться к врачам только в критической ситуации. Чем это объясняется и как с этим бороться?

Это так называемый африканский синдром — люди идут к врачу, когда болезнь уже крайне запущена. Объясняется он прежде всего отсутствием развитой инфраструктуры «пациент — врач». На Западе есть семейные врачи — пациенты с ними хорошо знакомы и полностью им доверяют. Наши люди предпочитают лишний раз не ходить в поликлинику — они не знают, к кому попадут, и не хотят стоять в очередях.

Я не говорю, что нам нужны именно семейные врачи, — главное, чтобы люди хорошо знали специалистов, к которым обращаются, доверяли им и могли с ними советоваться.

Доверию между врачом и пациентом способствует система поголовного страхования. Она обеспечивает поддержку каждому: если человек недоволен результатом лечения, авторитетная комиссия выясняет, в чем дело. С другой стороны, если специалисты страховой компании не возражают против выбранного способа лечения, пациент может быть уверен, что все делается правильно. Система страхования защищает и врачей — они могут спокойно работать, не опасаясь, что пациент подаст на них необоснованную жалобу. У нас, к сожалению, между врачом и пациентом очень часто стоит «прокурор», что, с моей точки зрения, совершенно недопустимо.

Другая наша проблема в том, что врачи не чувствуют ответственности за здоровье пациента. Терапевт из ста человек с болезнями сердца к кардиологу отправит только четырех. Кардиолог из ста человек, требующих оперативного вмешательства, отправит к хирургу не больше 30, а остальных продолжит лечить таблетками.

И еще одна существенная причина — отсутствие осведомленности. Если вы в России спросите у прохожих, что такое аортокоронарное шунтирование, вам ответят максимум два процента. В Европе или в Америке — 90 процентов. В свое время Рейган начал свое ежегодное обращение к нации словами: «Американцы стали жить лучше. Полностью освоена операция шунтирования». Вот какое социальное значение придается этому в США!

Вы неоднократно говорили, что нам нужна модель саморазвивающегося здравоохранения. О чем идет речь?

Основа всего — тотальное страхование на крупную сумму. Если все будут застрахованы, люди смогут выбирать для себя хорошие клиники. В них появится ресурс реальных денег, что привлечет производителей медицинского оборудования и лекарств. Возникнет конкуренция на поставку медицинских изделий, исчезнет необходимость в посредниках, снизятся цены. В то же время врачи из непопулярных клиник в борьбе за пациентов начнут повышать свою квалификацию. (Американские и европейские специалисты должны иметь 500 часов непрерывного образования в год. А у нас врач проходит повышение квалификации раз в пять лет. За это время все кардинально меняется!) Это автоматически приведет к переходу на новый уровень медицинского обслуживания. Застраховать всех граждан можно, только если в это будут вкладываться работодатели, государство и, конечно, мы сами.

Каким должен быть руководитель крупной клиники вроде вашей?

Он должен постоянно учиться, участвовать в международных конгрессах, конференциях. Но главное — он должен сам оперировать. Хирургия как вождение автомобиля: если ты знаешь правила и хорошо видишь, тебе цены нет. А правила — это знание предмета, в нашем случае — сердца.