«Наши усилия наложились на всеобщую потребность в празднике» | Большие Идеи

・ Лидеры

«Наши усилия наложились на всеобщую потребность
в празднике»

Глава оргкомитета чемпионата мира по футболу о неформальном выполнении формальных требований

Автор: Алексей Сорокин

«Наши усилия наложились на всеобщую потребность в празднике»
Фото: Оргкомитет «Россия-2018»

читайте также

Простое упражнение, которое поможет изменить себя

Маршалл Голдсмит

Как теория компании помогала­ Уолту Диснею

Зенгер Тодд

Уроки лидерства от рок-звезды

Джанпьеро Петрильери

25 марта прошла пятнадцатая встреча интеллектуального Клуба «Harvard Business Review — Россия»

Мой приход в спортивный менеджмент был результатом стечения обстоятельств. Окончив Институт иностранных языков с дипломом переводчика, я шесть лет проработал в МИДе, а потом меня пригласили в правительство Москвы, и я занялся коммуникациями с международными спортивными федерациями и организациями. Целью было привлечь в Москву крупные спортивные соревнования. Начали мы с коллегами сразу с заявки Москвы на проведение Олимпийских игр 2012 года: тогда, как вы помните, победил Лондон. Потом немножко поучаствовали в подготовке заявки на проведение зимней Олимпиады в Сочи. Затем еще в нескольких конкурсах — и завоевали право проведения финала Лиги чемпионов — 2008 и Чемпионата мира по легкой атлетике в 2013 году. Организация финала Лиги чемпионов привела меня в Российский футбольный союз, где я стал гендиректором и вскоре сосредоточился на подготовке российской заявки на право проведения чемпионата мира. Заявки на большие спортивные состязания похожи на участие в тендере, но эта работа, помимо подготовки монументальных документов, требует получения гарантий правительства, лоббирования и многого другого. Все усилия направлены на то, чтобы доказать, что именно твой город, твоя страна наилучшим образом подходят для того или иного спортивного события. Когда Россия получила право на проведение ЧМ-2018, я из руководителя заявочного комитета превратился в гендиректора организационного комитета. Казалось бы, это совсем другая работа: заявка — из области пиара и маркетинга, а организация чемпионата — многолетняя операционная работа. Однако по сути и участие в конкурсе, и проведение крупных соревнований представляют собой совокупность проектов. Часто эти проекты очень разные, иногда развиваются параллельно, иногда последовательно. С точки зрения организаторов, чемпионат мира по футболу в России был набором из 64 проектов, каждый со своим жизненным циклом, своими этапами, своим конкретным выходом. Потом они все вплелись в большой общий результат. Чемпионат мира — это радость и эмоции. Но, если опуститься на уровень исполнения, — это набор сервисов для разных клиентских групп. Все люди, которые становятся в хорошем смысле потребителями услуг организаторов, делятся на группы. И каждой нужно обеспечить набор услуг достойного уровня. Возьмем спортсменов. Оказавшись на российской земле, команда должна вовремя сесть в автобус, чтобы добраться до гостиницы. Потом до­ехать и потренироваться на хорошем тренировочном поле. Потом — перелететь на выделенном нами самолете в город, где она играет. Выступить на нормальном стадионе, на хорошем поле, с хорошим освещением. И так далее. Гостиница, автобус, самолет, стадион — я перечисляю сервисы только для одной клиентской группы, и вот уже набралось услуг на несколько миллиардов рублей. Кто за что платил и за что отвечал Эти деньги — вовсе не из российского бюджета. Все операционные расходы при проведении чемпионата оплачивает FIFA, и она же получает доход от телетрансляции, спонсорских контрактов, продажи билетов, сувениров и прочего. FIFA выделила российскому оргкомитету бюджет в €699 млн, но какую-то часть нам удалось сэкономить. Мы включили в смету все, что связано с подготовкой мероприятия: кадры, подрядчики, аренда зданий — обосновали эти затраты, и международная федерация их покрыла. (Так было и на прошлых чемпионатах мира, но, может быть, что-то изменится в будущем.) Заказчиком чемпионата была FIFA, но ее требования — лишь сухая, формальная, тарифицированная часть истории. Мы делали все для того, чтобы организовать очень хороший чемпионат мира, подчас с перевыполнением и опережением требований, и предложили множество дополнительных инициатив, которые вовсе не являлись обязательными: бесплатный проезд железнодорожным транспортом и безвизовый въезд для иностранных болельщиков, система идентификации Fan ID и так далее. По правилам FIFA, всю построенную к чемпионату инфраструктуру оплачивает сама страна, ведь после проведения все то, что было построено либо реконструировано, останется и будет работать на экономику. По расчетам компании McKinsey, позитивное влияние подготовки и проведения чемпионата мира оценивается в 952 млрд руб., или 1% годового ВВП России, и благодаря развитию инфраструктуры этот эффект сохранится в течение последующих 5 лет. Формально инфраструктурные проекты были вне нашей епархии: ими занимался координационный совет при правительстве. В него входило человек 30, если не больше — представители ведомств и ­регионов, участвовавших в проведении чемпионата. Этот совет отвечал за огромную программу с бюджетом в 678 млрд руб., включающую сотни объектов: не только стадионы и тренировочные поля, но и транспортную инфраструктуру, и благоустройство городов. В программу входили даже теплоэлектростанции, медицинские учреждения и оборудование для них, а также самый разный транспорт. В этой большой стройке, однако, у оргкомитета ЧМ была своя четкая функция: контроль за выполнением требований FIFA, особенно в том, что касалось стадионов. Мы давали рекомендации еще на этапе проектирования, а в ходе строительства наши эксперты и сотрудники FIFA регулярно участвовали в инспекционных поездках на стадионы: от закладки фундамента вплоть до завершения. Конечно, иногда приходилось спорить с проектировщиками и строителями, но в целом на каждом этапе все участники понимали, сколь важно, чтобы ничто не испортило впечатлений от чемпионата. И в итоге получились очень приличные стадионы: по данным отчета FIFA, они «отвечают всем последним требованиям». Чемпионат мира был первым бенефициаром новой инфраструктуры, но основное ее предназначение не в этом: строили только то, что нужно региону. Все города, которым мы предложили участвовать в проведении чемпионата, должны были про­анализировать, как сооружения будут использоваться в последующие годы. И некоторые регионы отказались от участия, осознав, что вряд ли объекты будут востребованы потом. Например, Московская область, которая фигурировала в нашей первоначальной заявке, решила, что большой стадион ей не нужен. Еще на этапе заявки правительство предоставило FIFA всеобъемлющие гарантии: безопасности, финансовые, налоговые, гарантии готовности всей инфраструктуры. Уже потом я в FIFA узнал, что далеко не все страны, участвовавшие в конкурсе, смогли гарантировать, например, что затраты, связанные с проведением ЧМ, освободят от налогов. Если говорить о том, как принимались решения, то очень трудно на уровне персоналий отделить оргкомитет от правительства, потому что вплоть до декабря 2017 года управляющий совет оргкомитета возглавлял Виталий Леонтьевич Мутко — сначала в качестве министра спорта, а затем как вице-премьер. В управляющий совет входили представители федеральных ведомств на уровне министров и замминистров и Российского футбольного союза. Виталий Леонтьевич принял решение освободить пост председателя совета, когда на первый план вышли проблемы с МОК, и уже в марте 2018 года правительство назначило нового председателя — другого вице-премьера, Аркадия Дворковича. Будучи гендиректором, я входил и в координационный совет при правительстве, и в управляющий совет. Структура оргкомитета была довольно простой: генеральный директор, операционный директор и 17 директоров. Все функции распределялись между ними: кто отвечал за одну, а кто-то — за несколько сразу. Ключевым, конечно же, был департамент проведения соревнований. Были департаменты, ответственные за транспорт, безопасность, медицину, протокол, волонтеров. Очень большая роль отводилась маркетингу. И, естественно, крупный блок — это бэк-офис, финансовое, юридическое и прочее ­сопровождение. В ведение департамента объединенных сервисов входили перевод, таможня, кейтеринг и так далее — все это тоже огромный объем работы. Всего в оргкомитете работали 1400 человек, из них 600 — это временный персонал, который привлекли только начиная с февраля, и около 800 человек — основной штат. В основном мы набрали людей из бизнеса, из сложившихся окологосударственных структур, обеспечивающих проведение крупных мероприятий. Многие перешли к нам из оргкомитета сочинской Олимпиады. Сейчас большинство этих людей — в процессе нового трудоустройства. К сожалению, нет такого проекта, куда можно было бы целиком переехать с командой из 800 человек. В оргкомитете работало много прекрасных отраслевых специалистов. Они вернулись обратно в свои индустрии: те, кто занимался кейтерингом, — в ресторанный бизнес, кто ведал транспортом — в транспортную индустрию, медициной — в здравоохранение.

ЧЕМПИОНАТ МИРА 2018 ГОДА В ЦИФРАХ Топ-10 зарубежных стран по числу болельщиков на ЧМ-2018 Путешествия участников и болельщиков матчей
  • 15,8 млн человек было перевезено воздушным транспортом по 13 аэропортам городов-организаторов ЧМ-2018;

  • более 5,5 млн человек воспользовались регулярными поездами между городами-организаторами чемпионата;

  • 734 бесплатных поезда ЧМ-2018 было отправлено с 12 июня по 16 июля.

К началу ЧМ было построено