Александр Кравцов: «Иногда лучше принять ошибочное решение» | Большие Идеи

・ Лидеры

Александр Кравцов: «Иногда лучше принять
ошибочное решение»

Какие уроки можно вынести из неудачного опыта и почему полезно наступать на одни и те же грабли

Автор: Кравцов Александр

Александр Кравцов: «Иногда лучше принять ошибочное решение»

читайте также

Выигрышная стратегия борьбы с бедностью и неравенством

Джордж Серафейм,  Роберт Каплан,  Эдуардо Тугендхат

«Если умеешь слушать классическую музыку, плохим человеком не станешь»

Анна Натитник

Нужны ли главные маркетологи?

Германн Франк,  Гревал Раджип,  Эббес Петер

Когда стресс бывает полезен

Дмитрий Жуков

Не тратить время впустую

На одной из оранжевых футболок, которые мы продаем в своих магазинах, есть надпись: «Не важно, как часто ты падаешь. Важно, как часто ты поднимаешься». Я никогда не разорялся и не собираюсь. Но если вы думаете, что я не битый, то это не так. Я не просто битый, а сильно битый. Мы ошибаемся примерно в 20% случаев, но для бизнеса это некритично. Например, я довольно быстро осознал, что самый ценный и невосполнимый ресурс — это время, и терять его просто так — большой стратегический просчет. Зимой 1999 года у нас с моим другом и партнером, с которым мы основали компанию «Руян», возникли разногласия: мы по-разному видели ее будущее. За полтора года, что мы пытались спасти нашу дружбу, никто в компании не принимал ключевых решений, не создавал новые продукты, не искал новые каналы продаж. На корабле всегда должен быть капитан — за ним последнее слово. Иногда лучше принять ошибочное решение, но принять. Если этого сделать некому, компания превращается в корабль без капитана. А это всегда плохая история. В конечном счете мы с партнером разделили бизнес и бренды, но дружбу не спасли. Уже потом я понял, что напрасно потерял полтора года. Надо быстро расставаться с людьми, если нам с ними не по пути. Вскоре в нашей стратегии появился пункт, который мы назвали «немедленная эвакуация». С сотрудником, который либо генерирует убытки, либо не ­соответствует ценностям компании, нужно расставаться, и ключевое слово здесь — ­немедленно.

Доверять людям

Я человек незлопамятный, к неудачам отношусь как к необходимому опыту. Если на улице вы споткнулись на ухабе, не нужно злиться на него — надо запомнить это место и больше там не спотыкаться. Что касается отношений с людьми, то я скорее предпочту потерять деньги, чем получить удар в спину. Уверен, что рубашка любого предпринимателя со стажем скрывает дырки от «выстрелов» в спину — сделанных обычно теми, кто вызывал доверие и был близок. Если не умеешь залечивать эти раны, не становись предпринимателем, потому что рано или поздно дырок будет больше, чем ты сможешь вынести. Думаю, в нашей компании случаев предательства раз в десять меньше, чем в других. Но обманываться в людях приходилось, и это всегда неприятно.

Расти умеренно

В каждой компании есть костяк — иногда один человек, иногда команда управленцев, которые создают вокруг себя особое энергетическое поле. В Москве у нас таких человек шесть-восемь. Я уверен, что существует определенная величина организации (по финансовым показателям, численности персонала и проч.), в пределах которой решение возможно. И это своего рода искусство — не расти больше, чем нужно. Например, 18 лет назад у меня было больше подчиненных, чем сейчас. Но я совершенно сознательно сделал выбор в пользу сокращения компании. Мы вырастали три или четыре раза, а потом понимали, что уходит наша идеология, становится меньше счастья, и возвращались в прежнее состояние.

Найти правильного человека

Когда мы в компании решаем запустить новый проект, мой партнер Оксана Никоненко обычно спрашивает: «Саша, а для кого это будет делом жизни?». Мы много раз убеждались, что если такого человека нет, то наверняка все кончится быстро и плохо. Именно это и произошло с нашим проектом «Экспетро» (магазины антистрессовых мягких игрушек, сувениров и полезных подарков). Три года назад мы открыли под брендом «Экспетро» 150—180 магазинов, в том числе по франшизе. Сегодня их в два раза меньше. Но кризис тут вовсе ни при чем. Во время вой­ны могут погибнуть все солдаты и офицеры, но если воинская часть сохранила свое знамя, значит, она существует. А «Экспетро» знамя потерял, потому что не стало группы людей, которые могли бы развивать проект. Нет личности — нет и бизнеса. У истоков проекта стоял человек, который переключился на спасение другого своего бизнеса. Потом мы нашли команду, которая сделала этот бренд успешным, и таким он оставался три года. Но так получилось, что несколько человек из команды перешли в другие подразделения, кто-то эмигрировал, кто-то ушел в декрет. В итоге солдаты живы, но знамя утеряно. Наверняка «Экспетро» можно было бы развивать и дальше, закачав в него ресурсы из других наших бизнесов. Но мы играем вдолгую, поэтому предпочитаем инвестировать время, деньги, энергию и силы в людей, которые поднимают проекты, а не убивают их. Если нет человека, для которого проект будет делом жизни, лучше вообще его не начинать. Благодаря этому принципу мы ни разу не ошиблись с открытием ресторанов «Экспедиция». Нам каждую неделю предлагают открыть ресторан за пределами Москвы или где-нибудь за границей, но за 14 лет мы согласились только четыре раза. Все рестораны существуют до сих пор и приносят прибыль, хотя им, конечно, ­далеко до московских показателей.

Извлекать пользу из финансовых неудач

В ряде случаев провал можно обернуть в выигрыш, если подойти к делу с умом. Однажды я пригласил свою будущую жену в пафосный московский ресторан. Счет за черную икру и бутылку французского шампанского потянул на 15 тыс. рублей. Мне эта цифра понравилась — у нас в «Экспедиции» средний чек тогда составлял 6 тысяч рублей, и я надавил на управляющего, чтобы у нас тоже появилась в меню черная икра. Увы, продукт не пошел. Но если ты не можешь что-то продать, надо это подарить. Мы решили раздавать икру в качестве комплимента от заведения. С финансовой точки зрения мы потерпели убыток, зато по рынку пошли слухи, что в «Экспедиции» сошли с ума и бесплатно раздают черную икру. Получился неожиданный вирусный эффект — гости фотографировали закуску на телефоны, выкладывали в соцсетях. В итоге мы сделали для своего имиджа больше, чем могли бы заработать на икре.

Наступать на грабли

Иногда я дважды наступаю на одни и те же грабли. А бывает, что и три, и даже четыре раза. Но не потому, что урок не усвоен. Просто иногда это нужно делать. У меня есть товарищ Сергей Зверев, он руководит компанией «Коллекция приключений». Однажды Сергей организовал веревочный тренинг для детей-инвалидов: во время одного из упражнений нужно было встать на возвышение и упасть спиной назад, на руки коллег. При показе дети не удержали Сергея, и он упал на землю. Казалось бы, одного случая должно хватить. Но Сергей сказал: «Я буду падать до тех пор, пока вы меня не поймаете». Дети увидели, что человек ударился, ему больно. И во второй раз все прошло удачно. Для Сергея падение не было уроком — это была реализация его личного предназначения. Мы тоже как компания хотим реализовать наше предназначение, и оно состоит не в том, чтобы заработать больше денег. Иногда ошибаемся, терпим убытки, теряем людей. Но снова и снова будем делать то, что считаем нужным.