Лидерство: издержки профессии | Большие Идеи

・ Психология

Лидерство:
издержки профессии

В кризис мы надеемся, что действующий лидер сумеет исправить ситуацию и вновь сделает нашу жизнь предсказуемой.

Автор: Коротов Константин

Лидерство: издержки профессии

читайте также

Время отпраздновать

Уитни Джонсон

Как воспользоваться моделью Kickstarter для стимулирования инноваций внутри компании

Майкл Шрейдж

Почему новым предприятиям конкуренция только на пользу

Берк Эндрю,  Хаслз Стефани

Почему компании инвестируют в зеленые технологии

Игорь Макаров

В кризис все обращают пристальное внимание на руководителей. И это вполне объяснимо. Во-первых, нам всем нужен козел отпущения — человек, которого можно

было бы обвинить в любых напастях. Во-вторых — мы надеемся, что действующий лидер (или его преемник) сумеет исправить ситуацию и вновь сделает нашу жизнь предсказуемой. Мы ожидаем, что начальник возьмет на себя ответственность (или, на худой конец, найдет ответственных) за происходящие события и все исправит без нашей помощи.

Кризис также напоминает нам о том, что и руководителям порой приходится несладко. Управленцы, грезящие о вершинах власти, начинают задумываться, готовы ли они вести за собой людей. Когда наступают тяжелые времена, романтическая составляющая лидерства отходит на второй план, обнажая бесконечные психологические проблемы.

Вот уже несколько лет я собираю данные о том, что думают об «издержках» профессии руководителя менеджеры, посещающие тренинги по развитию лидерских навыков. Мои исследования показывают, что у сотрудников, составляющих кадровый резерв компании, возникает немало опасений. Больше всего их пугает потенциальная ответственность — они понимают, что руководители в ответе за все: за организацию, за сотрудников, за собственные решения и поступки. На это накладывается еще и необходимость учитывать реакцию окружающих: в компании всегда найдутся люди, несогласные с действиями начальника, сомневающиеся в его компетентности. В особо сложных случаях, когда организации грозит гибель, а традиционные рецепты спасения уже не работают, руководителям приходится действовать на свой страх и риск. Успех подобных «экспериментов» не гарантирован, а моральные издержки — весьма ощутимы. И если ученому на пути к открытию позволительно совершить не одну ошибку, то у лидеров такого права нет: промахов им не простят.

Другая психологическая проблема будущих руководителей — страх растерять профессиональные навыки. Они с ужасом осознают, что не смогут больше работать

по специальности — вместо этого им придется развивать и обучать подчиненных. А чтобы отвечать за действия других, не имея возможности контролировать каждый их шаг, нужно обладать смелостью и доверять людям. Сменив узкоспециализированную работу на общее

руководство, менеджеры осложнят свою жизнь: им придется совершенствовать уже не профессиональные навыки, а нечто эфемерное, не поддающееся описанию и стандартизации — лидерские качества. Даже действующие руководители зачастую не в состоянии сформулировать основные требования к руководителям потенциальным.

Последние же, в свою очередь, нередко открыто признаются в отсутствии лидерской жилки, а порой и уверенности в себе.

Потенциальных топ-менеджеров угнетает и отсутствие признанных образцов лидерства. Они чувствуют себя подавленно из-за недавних корпоративных скандалов, приведших к развенчанию стольких героев бизнеса. Действия и поступки, которые раньше превозносили, теперь считаются неприемлемыми. Страх будущих руководителей перед ошибками растет не по дням, а по часам. Ситуацию усугубляет и то, что моральные и нравственные качества сотрудников, стремящихся встать у руля, сегодня нередко подвергаются критике. Все чаще и чаще звучит слово «жадность»: многим кажется,

что оно лучше всего описывает поведение топ-менеджеров.

На то, как люди воспринимают издержки лидерства, редко обращают внимание: этот вопрос не затрагивают ни в организациях, ни на тренингах. Однако я убежден: эту тему непременно следует обсуждать с потенциальными руководителями. Ведь когда они возьмут бразды правления в свои руки, им не удастся избежать критики, безмерной ответственности, ошибок и неудач. Не стоит манить их к вершине, рисуя романтический образ компетентного, уверенного в себе начальника, спешащего на помощь к благодарным подчиненным. Правда, когда миф о героях бизнеса будет развеян, многие менеджеры, на которых организации возлагают столько надежд, окончательно откажутся от притязаний на лидерство. Компаниям будет сложно с этим смириться, но со временем они поймут: естественный отсев пойдет им только на пользу.